Об этом Александр Хинштейн, глава Комитета Государственной Думы по информационной политике, заявил на форуме RIGF 2023 г. Он отметил, что закон "О связи", которому в этому году исполнится 20 лет, значительно устарел и не соответствует реалиям, как и не соответствует им и другие "цифровые" законы. Это следствие того, что технологии развиваются настолько стремительно, что законодатели за ними не успевают, подчеркнул Хинштейн. "Вместе с экспертным сообществом мы работаем над изменением базовых законов", — отметил депутат на форуме. В Telegram-канале он написал, что разрабатывает вместе с экспертами цифровой кодекс. По его словам, благодаря кодексу отпадет необходимость постоянно вносить поправки в действующие акты, он поможет целостно пересмотреть подходы к законодательным нормам в цифровой области. Представитель пресс-службы депутата не стал раскрывать ComNews подробности инициативы, отметив, что идея цифрового кодекса на стадии обсуждения.
"Закон "О связи" был принят в 2003 г. Концепция сети связи общего пользования была выработана в 1993-1996 гг. коллективом, с участием профессора Леонида Варакина. В ее основу положена иерархическая структура телефонной связи на основе коммутации каналов. Теперь мы имеем сеть, состоящую из подсетей, работающих на аналоговых, цифровых и пакетных технологиях. Появляются и нейросети. Изменения в Гражданском, Налоговом, Жилищном и других кодексах требуют появления прав на сети связи и на размещении в пространстве", — объясняет Сергей Ефимов, генеральный директор НКО "Ассоциация операторов телефонной связи". Он уверен, что давно назрела необходимость в нормативном документе, который устранил бы такие коллизии, возникающие при их одновременном применении, из-за которых нормальная работа операторов становится невозможной. Ефимов отмечает, что в создаваемой кодексе законодатели должны закрепить еще и вопросы, связанные с киберугрозами, с регулированием сетей и операторов, регулированием цифровых и персональных данных личности в сети, авторских прав. "Необходимо нормативное разграничение прав на сетевые элементы и на информационные технологии. Сети в комплексе должны стать элементом имущественных прав. Нужен иной подход и к организации государственного управления услугами операторов сетей связи (прием и передача информации) и операторов по обработке данных и их хранения (информационных технологий)", - полагает директор ассоциации.
Илья Назаров, генеральный директор ООО "Диджитал Маркетс", согласился, что закон "О связи" во многом устарел: ряд статей утратил силу, в нем прописаны устаревшие определения. "Чего стоит терминология в области развитии сервисов (подвижная радиоэлектронная связь) или статья о ввозе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств — это вещи, требующие корректировки из-за развития технологий, экономики, изменения политической ситуации", — отметил Назаров. Он считает, что создание кодекса — своевременное и актуальное решение. "Прежде всего необходимо устранить разрозненность и сформировать актуальную терминологию, прийти к единообразию. Кодекс должен стать опорным документом как для надзорных ведомств, так и для участников рынка", — комментирует Назаров.
Вадим Плесский, независимый эксперт рынков ИТ и телеком, считает, что инициатива по созданию цифрового кодекса — попытка регулировать нерегулируемое. "В то же время в российской телеком-отрасли есть проблемы, которые надо решать. Например, до сих пор не выделены частоты под 5G в диапазоне C-band. В то время пока весь мир внедряет сети 5G на протяжении нескольких лет, Россия топчется на месте. Если вносить изменения, то такие, чтобы ситуация с частотами под 5G в принципе была бы невозможна в будущем. И для начала надо решить имеющиеся проблемы, а потом уже заниматься глобальным планированием и изменением законодательства".
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что сложно сказать, как повлияет на цифровые отрасли новые законопроекты. "Попытка создать из закона "О связи" быстро меняющуюся законодательную базу имеет как плюсы, так и, в случае злоупотребления, минусы. Поправки в закон "О связи" вносятся оперативно, принимаются быстро. Нужно ли создавать цифровой кодекс — не очень понятно. Хочется увидеть конкретные положения".
Идея создания цифрового кодекса обсуждается с 2020 г.: тогда президент поручил Совету при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) разработать нормативные документы, которые защищали бы права граждан в цифровой среде. Хинштейн на RIGF отметил, что кодекс должен еще и решать проблему противоречия "цифровых" документов друг другу и их устаревание. По словам Игоря Ашманова, члена СПЧ, текст документа видели все заинтересованные ведомства, вносятся изменения в законы, регламентирующие отрасль. Представители СПЧ на прошлой неделе заявили, что документы о "цифре" органы могут приниматься в течение 2–3 лет сначала в виде указа, затем в виде кодекса.
Анна Швецова