Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предлагает предусмотреть на портале «Госуслуги» возможность оформлять полис ОСАГО, текст его обращения в Минцифры есть в распоряжении «Известий».
«В связи с необходимостью совершенствования законодательства в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности прошу сообщить позицию Минцифры о возможности внедрения оформления полиса ОСАГО через «Госуслуги» физическими лицами и о вопросах, требующих решения с целью обеспечения такой функции», — отметил Кутепов.
Говоря о причинах появления инициативы, сенатор пояснил, что в комитете был поднят вопрос «о частом отказе страховых компаний в выдаче полиса ОСАГО в убыточных регионах». Имеются в виду субъекты РФ с высокоубыточными договорами по обязательной автогражданке. В апреле 2023 года Российский союз автостраховщиков (РСА) назвал Чечню, Дагестан и Ингушетию лидерами по этому показателю. Это говорит в том числе о больших рисках мошенничества по оформлению ОСАГО в этих регионах, о высокой частоте аварий в них и низком уровне безопасности дорожного движения, отмечал тогда президент РСА Евгений Уфимцев.
По словам Кутепова, оформление ОСАГО через «Госуслуги» позволит проследить весь путь заявки пользователя и сделает невозможным случаи, когда она остается без ответа. В июне прошлого года на страховом рынке рассказали «Известиям», что сложности при покупке электронных полисов ОСАГО в июне испытывал 41% клиентов, так как компании не продавали их из-за высокой убыточности, а потребителю сообщали о технической или иной ошибке.
О поддержке инициативы заявили в Национальном автомобильном союзе. Как отметил его вице-президент Антон Шапарин, она призвана не позволять страховым компаниям уклоняться от продажи ОСАГО.
— У нас не должно быть автомобилистов второго сорта. А сейчас именно так: страховые компании их ранжируют по критерию выгодности. ОСАГО — это обязательное страхование, не должно быть ситуации, когда тебе отказывают в покупке полиса. Выгодно это или невыгодно страховой компании, это ее проблемы, — подчеркнул он в беседе с «Известиями».
Согласно действующему законодательству, необоснованный отказ страховой организации, в том числе иностранной, страхового агента, брокера от заключения договоров ОСАГО грозит штрафом для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Ранее в Совфеде заявляли о трудностях при оформлении полиса ОСАГО в отношении коммерческого транспорта и такси. Согласно данным АНО «Общественный совет по развитию такси», 72% водителей сталкиваются с отказами в страховании. При этом в РСА ранее сообщили, что частота страховых случаев по ОСАГО, в которых виновниками были таксисты, в 2022 году составила 33%. Это почти в семь раз выше, чем частота страховых случаев по ОСАГО в среднем в РФ, отметили в организации.
«Известия» обратились в крупнейшие страховые компании с просьбой прокомментировать инициативу и оценить возможные риски для рынка.
Директор направления по управлению портфелем ОСАГО страховой компании «Росгосстрах» Юрий Стрекалов не считает, что внедрение функции оформления полиса непосредственно на портале имеет какие-либо значимые преимущества.
— Это не минимизирует риски мошенничества, поскольку оно возникает на этапе урегулирования убытков, а не на стадии заключения договора. Недобросовестные потребители, которые используют страхование для обогащения, при заключении договора предоставляют достоверные сведения, в том числе могут авторизоваться с использованием портала Госуслуг, а уже после инсценируют ДТП для получения выплат. При этом для страховщика наличие даже нескольких десятков убытков по одному автомобилю — это не основание для отказа в заключении договора ОСАГО, чем и пользуются недобросовестные страхователи, — заявил он «Известиям».
При этом в Общественном совете при ГУ МВД России по Москве видят возможные проблемы при реализации этой идеи для рынка страховых маркетплейсов. Имеются в виду онлайн-платформы, где различные компании предлагают продукты. Сам маркетплейс играет роль агрегатора.
— Центральный банк как регулятор выступает за развитие конкуренции на страховом рынке. В том числе за развитие таких страховых маркетплейсов, которые будут агрегировать предложения самых разных страховых компаний. Если «Госуслуги» начнут заниматься ровно тем же самым, то не получится ли так, что люди предпочтительно будут пользоваться «Госуслугами» из-за надежности портала. В итоге «Госуслуги» займут доминирующую роль именно в этом сегменте. Это приведет к тому, что конкуренции станет меньше, — считает член совета Петр Шкуматов.
«Известия» направили запрос в маркетплейсы «Сравни» и «Банки.ру», а также в ЦБ РФ.
По мнению Шкуматова, «Госуслуги» не должны становиться маркетплейсом и заниматься продажами полиса ОСАГО. Кроме того, реализация инициативы предполагает, что все участники рынка автострахования будут продавать свои услуги через государственный портал.
— Государство гораздо сильнее, чем все рыночные игроки вместе взятые. Наличие такой «кнопки» просто убьет экосистему, которая только начала зарождаться. Когда у вас в одном месте все клиенты, это ведет к увеличению цен и снижению доступности тех или иных товаров, — добавил Шкуматов.
В Российском союзе автостраховщиков также считают, что продажа полисов ОСАГО не соответствует идее площадки.
— «Госуслуги» — это платформа, предназначенная для предоставления государственных услуг, на ней не продаются услуги коммерческих компаний. В то же время на сегодня полис ОСАГО можно без затруднений купить в офисе страховой компании, некоторых банков, на сайте любого страховщика, а также на различных маркетплейсах, — пояснили «Известиям» в РСА.
В Минцифры предлагают провести комплексную экспертизу инициативы (их ответ также есть в распоряжении «Известий»). Она должна включать разработку концепции реализации, технико-экономическое и финансово-экономическое обоснование, анализ проектных рисков, заявили в министерстве.
Иван Капустин