Министерство юстиции РФ разработало и разместило для общественного обсуждения проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Законопроект предусматривает создание Единого государственного реестра адвокатов РФ, который станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения обо всех адвокатах Российской Федерации.
Полномочия по ведению реестра адвокатов предлагается закрепить за Минюстом России. Для создания и ведения реестра будет использоваться федеральная государственная информационная система по реализации полномочий и функций Минюста России. Реестр будет совместим с иными федеральными информационными системами. Создание единого реестра позволит заинтересованным органам государственной власти в круглосуточном режиме получать информацию об адвокатах, в частности об их статусе, удостоверении, членстве в адвокатской палате соответствующего субъекта РФ.
В настоящее время каждый территориальный орган Минюста России самостоятельно ведет региональный реестр адвокатов соответствующего субъекта РФ. "Создание Единого государственного реестра адвокатов позволит упорядочить систему и исключить случаи, когда недобросовестный адвокат, лишенный своего статуса в одном регионе, может получить статус адвоката в другом субъекте Российской Федерации", - поясняет Минюст.
Кроме того, проектом федерального закона устанавливается, что право осуществлять адвокатскую деятельность возникает у адвоката только с момента внесения о нем сведений в Единый государственный реестр адвокатов Российской Федерации. В случае, если претендент, которому присвоен статус адвоката, в течение трех месяцев с момента сдачи квалификационного экзамена не принесет присягу адвоката, решение о присвоении ему статуса адвоката аннулируется. Помимо этого, предусматривается включение в Единый государственный реестр сведений о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, что позволит исключить случаи сдачи экзамена с нарушением срока.
Законопроект предлагает закрепить статус комплексной информационной системы адвокатуры России как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов РФ, адвокатских образований и адвокатов, а также обеспечения информационного взаимодействия (обмена данными) и основы функционирования указанной системы.
Федеральная палата адвокатов должна обеспечивать ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к сведениям, содержащимся в информационной системе, в отношении которых Федеральной палатой адвокатов по согласованию с Минюстом России будет установлен режим открытых данных.
Владелец юридической компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков отметил, что цифровизация дает все более широкие возможности для повышения эффективности государственного администрирования. "Отсюда расширение функционала "Госуслуг", появление новых реестров, а впоследствии - их объединение в единую глобальную систему управления этими данными и процессами. В эту же тенденцию вписывается этот законопроект. Его содержание не изменяет систему контроля адвокатской деятельности революционно - однако создает единое информационное поле и повышает контроль государства над ним. Но есть и серьезные изменения. Так, например, адвокат теперь становится адвокатом только после внесения в реестр. По сути, единый государственный реестр, который будет вести Минюст, становится правообразующим, перемещая центр влияния на отрасль от адвокатских палат к федеральному ведомству, объясняет Павел Катков. - Очевидно, осознавая, что при повышении строгости регулирования нужно дать что-то взамен, законодатель расширяет возможности адвокатов по беспрепятственному входу в здание судов, увеличивая перечень видов этих судов, - разумный шаг, придающий законопроекту большую сбалансированность".
Управляющий партнер компании Axis Pravo Алексей Сулин сообщил, что предлагаемые поправки вступают в противоречие с законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", а также с основными принципами адвокатской деятельности. "Законопроект предусматривает создание Единого государственного реестра адвокатов. Внесение сведений в данный реестр будет являться основанием для осуществления адвокатской деятельности. Ведение реестра поручается Минюсту РФ. При этом закон провозглашает адвокатуру институтом гражданского общества, профессиональным объединением, которое не входит в структуру органов государственной власти. Адвокатура действует на основании принципов независимости и самоуправления, а адвокат является независимым советником. Принимаемые изменения сводят на нет основополагающие принципы работы адвокатов. Необходимость в едином реестре назрела давно, но его ведение следовало бы поручить Федеральной палате адвокатов. В предложенном варианте законопроекта адвокатура превращается в почти государственную структуру с существенной утратой своей независимости", - подчеркнул Алексей Сулин.
Партнер консалтинговой группы GRM Денис Семенов прокомментировал: "Несущественно повышая степень доступности информации, релевантной отношениям, связанным с адвокатской деятельностью, указанный законопроект выступает проявлением двух имеющих сугубо бюрократическую природу тенденций современного публично-правового управления - повсеместного усиления централизации и выполняемой государственным аппаратом программы цифровизации многих сфер общественной жизни. Указанное свойство этого законопроекта само по себе не делает его плохим, некачественным или ненужным. Вместе с тем, как представляется, в области нормативного регулирования отечественной адвокатуры были и остаются гораздо более важные темы, действительно способные повлиять на качество и доступность квалифицированной юридической помощи гражданам".
Директор управления по работе с государственными организациями Softline Игорь Лейпи считает, что с точки зрения ИТ создание единой базы адвокатов - нужная инициатива. "Нередки случаи, когда некоторые выдают себя за адвокатов и предлагают услуги юридически неподкованным гражданам, не имея разрешения на адвокатскую деятельность. У любого гражданина РФ должна быть возможность проверить разрешение на работу или получить отзывы о деятельности того или иного юриста-адвоката, прежде чем заключать договор на услуги. Однако мы не располагаем на данный момент информацией, как будет организована работа самой системы, какие средства будут использованы для защиты персональных данных, поэтому давать какую-либо оценку этой инициативе преждевременно", - сообщил Игорь Лейпи.
Юлия Мельникова