Идентификация граждан, желающих получить финансовые услуги на «Маркетплейсе» (проект «финансового супермаркета», реализуется под эгидой ЦБ), скорее всего, не будет ограничена одной лишь биометрией. Этот вопрос обсуждался в начале недели в рамках работы над проектом, рассказали “Ъ” участники дискуссии. Изначально предполагалось, что «Маркетплейс» обеспечит удаленную идентификацию пользователя с помощью ЕСИА. Кроме того, с 1 июля была запущена Единая биометрическая система (ЕБС), в рамках которой банки начали сбор биометрических данных клиентов. До конца 2019 года обеспечить удаленную идентификацию клиентов (через ЕСИА) с помощью биометрических данных (хранящихся в ЕБС) должны будут все кредитные организации.
Однако до промышленного запуска «Маркетплейса» (запланирован на 15 февраля 2019 года) осталось слишком мало времени. «База ЕБС к февралю будет еще пустая. Но пока она будет наполняться, необходимо обслуживать клиентов»,— отмечает руководитель сервиса Fins.money Владимир Шабасон. Кроме того, для применения удаленной идентификации с использованием биометрии на «Маркетплейсе» в закон «О банках и банковской деятельности» и антиотмывочное законодательство должны быть внесены соответствующие поправки. «В настоящее время готовятся предложения по изменению законодательства, устраняющие барьеры для дистанционных продаж финансовых продуктов через систему "Маркетплейс"»,— сообщили в ЦБ.
В связи со сложившейся ситуацией предлагается расширить перечень возможных способов идентификации граждан на платформе, чтобы иметь возможность привлекать клиентов сразу после ее запуска. По словам зампреда правления Совкомбанка Алексея Панферова, для идентификации обсуждается использование физических точек банковского присутствия, организация выезда участников «Маркетплейса», возможная организация выезда представителей платформы для съема биометрического шаблона и т. п. Рассматривается и использование салонов группы «Связной-Евросеть». «Салоны связи, приведенные в качестве примера, уже давно оказывают подобные услуги, обладают широкой сетью региональных офисов, клиентам понятен и привычен формат взаимодействия с ними»,— уверена глава финансового маркетплейса «Банки.ру» Динара Юнусова. По ее словам, в данном случае речь идет о стандартном способе идентификации физлиц, не связанном с биометрией. «Для функционирования площадки необходимо по максимуму использовать все данные, которые можно получить с клиента — ИНН, СНИЛС, место фактического проживания, место работы, рабочий номер телефона, данные загранпаспорта и т. д.»,— согласен гендиректор финансового маркета «Юником24» Юрий Кудряков. Помимо этого предлагается привлечь к процессу «Почту России».
Часть участников обсуждения эти идеи в целом поддерживает. По словам директора по инновациям банка «Центр-Инвест» Алексея Богданова, «чем больше возможностей, тем лучше». «Важны удобство и доступность сервиса для клиента»,— согласен зампред правления банка «Зенит» Дмитрий Юрин. Однако в данном случае нарушается философия проекта — полностью удаленное обслуживание клиентов. «В концепции заложена принципиальная возможность цифрового получения финансовых услуг. Как следствие — идентификация без физического присутствия сотрудника банка на основании биометрической информации является наиболее ценной схемой работы»,— уверена директор по инновациям Росбанка Ольга Махова. По словам господина Панферова, используя предложенные модели, банк переводит «клиента в офлайн, удлиняя сделку и ограничивая географию проекта, что, в свою очередь повлияет на конверсию».
Впрочем, пока все предложения носят дискуссионный характер. По словам участников проекта, окончательная конфигурация процесса идентификации клиента на платформе может быть утверждена осенью, к этому моменту предполагается разработать и поправки к законодательству.
Мария Сарычева