Крупнейший российский сайт объявлений Avito.ru (юрлицо — ООО «КЕХ еКоммерц») рассматривает возможность запуска мобильного приложениея позволяющего найти исполнителя для различных услуг. Об этом «Известиям» сообщили несколько источников, знакомых с планами компании по запуску приложения. Похожий сервис в прошлом году запустил «Яндекс», но, как утверждают источники, близкие к компании, в нынешнем году это направление компания планирует закрыть.
Пользователи мобильного приложения «Авито.Услуги» смогут выступать в роли заказчиков или исполнителей. Заказчик может создать задания в различных категориях — например, ремонт бытовой техники, замена сантехники или курьерские услуги, — указать, до какого времени задание должно быть выполнено и по какому адресу. Он сможет сам указать цену выполнения задания либо предложить исполнителям указать свою стоимость.
Чтобы стать исполнителем (получить возможность выполнять задание) пользователю придется пройти процедуру верификации личности. Как она будет организована — пока не сообщается. После этого появится возможность откликаться на задания, за их выполнение исполнитель кроме денег будет получать оценки от заказчика. Эта функция должна позволить заказчику услуги выбирать наиболее надежных исполнителей. Кроме того, у заказчика и исполнителя будет возможность переписываться в специальном чате, чтобы обговорить детали сделки.
Рейтинги сейчас активно применяются на разных сервисах, например на «Яндекс.Такси», но водители давно их научились завышать.
— Рейтинг влияет на количество и качество заказов, которые получает водитель, — говорит блогер Антон Коробков-Землянский. — Таксист может сам вызвать собственное такси по минимальной цене и поставить себе хорошую оценку. Можно потратить несколько тысяч рублей, поставить себе множество хороших оценок, тем самым повысить свой рейтинг. Благодаря этому заказов станет больше и за день-два эти деньги таксист отобьет.
На сайте «Авито» не так давно появился раздел «Услуги». Но сейчас пользователь, который заказал задание, указывает свой номер телефона, посмотреть который может любой желающий. Исчезнет ли этот раздел после запуска мобильного приложения, неизвестно. В мобильном приложении телефон будет доступен только выбранному исполнителю.
Аналогичный сервис уже 3 года в Москве и Санкт-Петербурге развивает компания YouDo. Она забирает себе 15% суммы заказа с исполнителя.
— Мы рады появлению новых игроков. Это развивает онлайн-рынок заказа услуг, люди понимают, что в интернете удобнее и безопаснее искать исполнителей, чем в подъездах на досках объявлений, — говорит основатель YouDo Денис Кутергин. — Сейчас у нас обрабатывается более 2 тыс. заказов по будням со средним чеком в 2,5 тыс. рублей. Сервис находится на самоокупаемости.
Компания «Яндекс» анонсировала похожий сервис «Яндекс.Мастер» в сентябре 2014 года. Но у «Яндекса» выполнять задания могут только юридические лица, с которыми компания заключила договор. В том числе «Яндекс» заключил договор с YouDo. Как ранее рассказывал Кутергин, их сервис должен был стать «опорным партнером», подключив к сервису «Яндекса» свою базу из 7 тыс. исполнителей.
— Был расчет, что «Яндекс» даст значительный объем заказов, но после первых месяцев сотрудничества мы решили отключить трансляцию заказов с «Яндекса» на YouDo, — поясняет Кутергин. — Насколько я знаю, с другими агрегаторами у них также не получилось выстроить долгосрочных отношений.
По информации «Известий», спустя год с момента запуска в руководстве «Яндекса» недовольны результатами работы сервиса и решили его закрыть. В пресс-службе «Яндекса» от комментариев отказались.
— Если пользоваться терминологией брокеров, то «Яндекс» очень хорошо работает с «биржевыми» товарами. «Яндекс.Такси» прекрасно работает и масштабируется. Но с сервисами, плохо автоматизирующимися и требующими человеческого пригляда, «Яндекс» работает по традиции слабо, — отметил глава сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко.
По словам финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, легальный рынок бытовых услуг сложно точно оценить с точки зрения объема, т.к. его структура сильно фрагментирована и изменчива.
— Ключевые сегменты здесь — услуги квартирного и офисного переезда, курьерские перевозки, ремонт и компьютерные услуги. Весь рынок составляет порядка 20 млрд рублей, — рассказывает он. — Несмотря на ухудшение экономической конъюнктуры и падение реальных доходов населения, данный рынок по-прежнему привлекателен для экспансии. Драйверами роста легального рынка выступают как эффект «низкой базы» (бо́льшая его часть находится в «тени»), так и традиционно высокая для РФ доля занятых в неформальном секторе экономики (около 20%). Таким образом, можно предположить, что рынок в ближайшие годы будет показывать среднегодовые темпы роста до 40–70%.
ООО «КЕХ еКоммерц» на 99% принадлежит шведской Avito Holding AB. Соглаcно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2014 году выручка компании составила 4,3 млрд рублей.
Владимир Зыков
Уточнение от компании Avito: «Мы изучаем новые возможности для пользователей категории 'Avito Услуги'. Однако широкого запуска отдельного приложения 'Avito Услуги' пока не планируется». Также сейчас приложение недоступно для свободной загрузки пользователями в AppStore и Google Play, это была бета-версия приложения для тестирования.