Как указал председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, разработка законопроекта велась по его инициативе. В целом она заняла около 1,5 лет – с января 2018 года по апрель 2019 года. В государственную думу законопроект был внесен 15 мая 2019 года. К обсуждению проекта привлекались представители бизнес-сообщества, разнообразные государственные структуры, научные и общественные организации. Первое чтение, как предполагает Сергей Жигарев, произойдет до конца весенней сессии, то есть до августа этого года, второе чтение – в течение осенней сессии.
В открытом доступе законопроект доступен в системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) Государственной Думы. В документе прописаны определения понятий, необходимых для регламентации процесса эксплуатации инновационного транспорта. Также им предлагается установить особый правовой статус таких транспортных средств, ввести в законодательство возможности проведения их опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования, регламентировать порядок выдачи разрешений на испытание этого транспорта на дорогах.
По словам Сергея Жигарева, цель разработанного законопроекта - устранить законодательные барьеры и создать благоприятные правовые условия для эксплуатации инновационных транспортных средств. "Опытную эксплуатацию таких транспортных средств необходимо отрегулировать на законодательном уровне. Комитет по экономической политике активно занимался этой темой, с привлечением экспертов и специалистов были отработаны многие спорные моменты внесенного мною в парламент законопроекта. Появление беспилотного транспорта уже данность. С каждым годом появление беспилотных машин будет идти по нарастающей. Скорее всего, на первом этапе беспилотники затронут грузовые перевозки, далее возможно использование и пассажирских. В законопроекте отражены главные моменты использования беспилотного транспорта на наших дорогах", - заявил Сергей Жигарев.
Он также отметил, что предлагаемые в законопроекте изменения позволят повысить степень инвестиционной активности в области тестирования инновационных технологий в сфере транспорта и создать условия для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств. "Напомню, что, выступая недавно на пленарной сессии Петербургского международного юридического форума, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что вскоре потребуется четкое нормативное регулирование для активного использования беспилотных автомобилей и дронов", - обратил внимание Сергей Жигарев.
Руководитель АНО "Робоправо" Андрей Незнамов указал на то, что при разработке законопроекта учитывался зарубежный опыт – США, Европы, Китая. "Главным образом -тех европейских стран, где аналогичные документы были приняты недавно. Отмечу, что в отличие от своих зарубежных аналогов, разработанный законопроект является комплексным. К примеру, он распределяет роли в регулировании беспилотного транспорта по различным госструктурам", - заявил Андрей Незнамов. Помимо того, он высказал уверенность в значительном эффекте законопроекта: "В течение года после принятия данного законопроекта количество инвестиций в беспилотники, их производство, количество разработок в этой области возрастет в 3-4 раза. Беспилотным транспортом среди пассажирского движения никого не удивить будет через 2-3 года, а повсеместное распространение он получит к 2025 году. В промышленности применение беспилотного транспорта будет расти еще быстрее", - указал Андрей Незнамов.
По мнению исполнительного директора НАУРР Алисы Конюховской, законопроект очень важен для отрасли беспилотного транспорта, так как выступит для нее стимулом, в том числе оказав положительное воздействие на ее инвестиции и ее рынок. "Однако отмечу, что необходимо в целом сделать благоприятными условия для развития беспилотного транспорта", - заявила Алиса Конюховская.
Что касается тестирования беспилотного транспорта на территории России, то, по ее словам, оно означает большие перспективы для России с ее большой малозаселенной территорией и суровыми климатическими условиями. При этом она заметила, что получение разрешения на эксплуатацию беспилотных транспортных средств, предполагаемое законопроектом, очень похоже на способ, применяемый в области беспилотных летательных аппаратов. "Однако замечу, что данный способ, предусматривающей получение разрешения в срок от 5 до 30 дней, сильно тормозит развитие отрасли беспилотных летательных аппаратов. Поэтому, возвращаясь к теме разработанного законопроекта, следует отметить, что необходимо, чтоб его реализация, сроки получения разрешений на эксплуатацию, ответственные за законопроект органы были разумными и в частности не тормозили развитие беспилотного транспорта, а, наоборот, его стимулировали".
Относительно того, насколько в целом был хорошо разработан законопроект, она сказала следующее: "В целом документ составлен довольно грамотно и учитывает интересы отрасли в просвещении населения в области беспилотного транспорта и в создании благоприятных условий для разработчиков".
В свою очередь в пресс-службе НТИ "Автонет" отметили, что разработанный законопроект привлечет внимание к отрасли беспилотного транспорта. Однако выразили неуверенность в его влиянии на рынок в целом и в том, что он прошел глубокую проработку с разработчиками высокоавтоматизированных систем и обладает какими-либо сильными сторонами. Вместе с тем, в НТИ не исключили ту перспективу, в рамках которой в течение года после принятия законопроекта количество инвестиций в беспилотники, их производство, а также количество разработок в их области возрастет в 3-4 раза.
Системный аналитик управления системных решений ГК "Техносерв" Александр Голышко обратили внимание на то, что законопроект призван легализовать беспилотные автомобили за счет минимизации сопряженных с ними рисков и очертить вновь возникшие правовые отношения. "В первую очередь, это коснется безопасности дорожного движения и страховых компаний, которым нужны определения, кто именно отвечает за аварийную остановку или аварию, которую совершил робот: владелец робота/авто, его изготовитель, разработчик ПО или кто-то еще. Или кто должен помочь ликвидировать возникшие проблемы (например, эвакуировать авто). Только после разрешения данных вопросов беспилотные автомобили смогут выйти с испытательных полигонов на общественные дороги", - указали в пресс-службе Техносерва.
При этом в компании согласились с тем прогнозом, согласно которому количество инвестиций в беспилотники, их производство, а также количество разработок в их области возрастет в 3-4 раза в течение года после принятия законопроекта. "После легализации беспилотных авто и признания их полноправными участниками движения в их дальнейшую разработку и серийное производство можно будет вкладывать инвестиции. Очевидно, понадобятся вложения и в интеллектуальную модернизацию дорог", - заметили в "Техносерве".
Относительно того, насколько качественно сделан законопроект в компании сказали следующее: "Стоит обратить внимание, что документ учитывает "создание правовых условий для осуществления опытной эксплуатации беспилотников; охрану жизни и здоровья граждан, а также их имущества; предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий посредством внедрения инновационных технологий" и др., что важно. Особое внимание в дальнейшем может потребоваться деталям, которые появятся в соответствующих подзаконных актах после принятия законопроекта. Например, документ учитывает опытную эксплуатацию беспилотных авто. Интересно, как эти положения будут дополнены при рассмотрении возможности коммерческой эксплуатации. Как будут учтены возможности технических средств, которыми оснащен автомобиль?".
О том, что является сильными сторонами законопроекта, в пресс-службе "Техносерва", заявили: "Само появление подобного законопроекта уже очень позитивный фактор, важный для отрасли беспилотного транспорта".
Эксперт в области IoT, руководитель управления развития продуктов и сервисов компании "СБКлауд" Вячеслав Самарин отметил, что сам факт появления законопроекта говорит о том, что сфера беспилотного транспорта стала достаточно зрелой для того, чтобы развиваться по более четким правилам. "Беспилотный транспорт объединяет в себе, пожалуй, все наиболее передовые технологии: искусственный интеллект, интернет вещей, высокопроизводительные вычисления, машинное обучение. компьютерное зрение. В России эти технологии развиваются ускоренными темпами, и цели развития поставлены достаточно амбициозные. Только по направлению искусственного интеллекта Россия должна всего за 5 лет увеличить долю на мировом рынке в 10 раз: в 2018 г. объем рынка составил 2,1 млрд руб. (0,2% от мирового), а к 2024 г. он должен вырасти до 160 млрд руб. (1,8% от мирового)", - отметил Вячеслав Самарин.
Он также обратил внимание, что развитие рынка беспилотного транспорта станет стимулом для целого ряда смежных областей таких, как производство различных моделей таких аппаратов, проектирование и строительство инфраструктуры городов, в которые будет интегрирован беспилотный транспорт, развитие систем "умного города" и "безопасного города", где транспортная инфраструктура является ключевым элементом.
Однако, по словам Вячеслава Самарина, беспилотный транспорт - лишь часть транспортной инфраструктуры нового типа, тесно связанной с такими темами, как "умный город" и "безопасный город". "Очевидно, что рост инвестиций должен быть связан с гармоничным развитием всех элементов этой инфраструктуры. И очень важно, чтобы доступ к этому рынку имели не только крупные российские компании, но и технологические стартапы. Это позволит усилить приток новых идей и инвестиций, а также добиться поставленных целей более быстрыми темпами", - указал Вячеслав Самарин.
При это он заметил, что законопроект является необходимым шагом к структуризации рынка, определению "правил игры" и ключевых ведомств, которые будут отвечать за достижение поставленных целей. "Важно, чтобы с первых шагов данное направление развивалось системно. Например, уже на первых этапах должен быть решен вопрос с учебными программами вузов: сколько специалистов потребует отрасль беспилотного транспорта, какими знаниями и навыками они должны обладать, должны ли появиться на рынке новые специальности и профессии, связанные с беспилотникам - например, проектирование систем машинного обучения для таких устройств. На старте принятия государственной программы "Автонет" в 2018 году была обозначена необходимость принятия более 70 законодательных актов, а электромобили, беспилотные автомобили и "подключенные" авто определены как основные тренды развития автопрома до 2015 года", - заявил Вячеслав Самарин.
В пресс-службе "Яндекса" заявили следующее: "В данный момент сфера беспилотного транспорта регулируется исключительно подзаконными актами. На законодательном уровне регулирование отсутствует, в результате чего сохраняются неопределенность и противоречия, которые являются барьером для дальнейшего развития и внедрения технологии. Данный законопроект может помочь в их устранении. Поэтому мы концептуально поддерживаем его и готовы делиться своим опытом, участвовать в обсуждении и доработке этого документа".
Отметим, что первым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области беспилотного транспорта, было принятое 26 ноября 2018 года Правительством РФ постановление о начале тестирования высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана, разработанное рабочей группой НТИ "Автонет". В нем подробно описан порядок доступа высокоавтоматизированных автомобилей на дороги общего пользования с учетом всех рисков, связанных с эксплуатацией. Постановление получило положительный отклик в индустрии, и в апреле 2019 года рабочая группа НТИ "Автонет" поддержала расширение зон тестирования. Постановление Правительства могут пополнить Московская область, Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край. Липецкая и Самарская области недавно заявили о своем желании присоединиться к тестированию высокоавтоматизированных транспортных средств. До конца года в рамках данного постановления компания "Яндекс" планирует выпустить на дороги свыше ста высокоавтоматизированных автомобилей. О своем намерении начать тестировать такие автомобили заявили МАДИ, Иннополис, КАМАЗ, другие компании.
Влада Сюткина