Законопроект (№1114509-7) вносит изменения в закон "О занятости населения в РФ". Депутаты и сенаторы во главе с председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко в феврале 2021 г. внесли его в Государственную Думу.
Дистанционный формат поиска работы будет использоваться наравне с очным приемом в центрах занятости. Как пояснял первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев, поправками ко второму чтению законопроект получил четкие формулировки о том, что выбор, использовать онлайн-формат или нет, остается за человеком.
"Законопроект призван усовершенствовать взаимодействие населения со службой занятости, в том числе с применением онлайн-форматов, избавить граждан от необходимости сбора различных бумаг, расширить возможности оказания службой занятости помощи различным категориям граждан", - сказано на сайте Госдумы.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что актуальность изменений обусловлена развитием информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения и системы межведомственного электронного взаимодействия, необходимостью снятия межрегиональных барьеров при трудоустройстве, подборе персонала и оказании государственных услуг, а также задачами комплексной модернизации государственной службы занятости
Пресс-служба Счетной палаты рассказала корреспонденту ComNews, что законопроект рассматривался в Счетной палате перед подготовкой к первому чтению. "Законопроектом предлагается переименовать в статье 16.2 Закона о занятости действующую в настоящее время информационно-аналитическую систему "Общероссийская база вакансий "Работа в России" в единую цифровую платформу, определив, что она является федеральной государственной информационной системой, предназначенной, в том числе, для обеспечения предоставления государственных услуг и выполнения функций в области содействия занятости населения в электронной форме. При этом законопроектом не было предусмотрено внесение изменений в пункт 4 статьи 16.2 Закона о занятости, который содержит закрытый перечень функциональных возможностей системы и в действующей редакции не предусматривает возможность ее использования в целях предоставления госуслуг и выполнения функций в области содействия занятости населения в электронной форме. В редакции законопроекта ко второму чтению наше замечание было учтено. Статья 16.2 теперь изложена в новой редакции. В нее включен перечень задач, на решение которых будет направлена Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", определен ее основной функционал, правительству РФ предписано утвердить порядок ее функционирования (перечень информации, которую она содержит, перечень участников информационного взаимодействия, порядок информационного взаимодействия платформы с иными информационными системами и т.д.). Таким образом, платформа создается на базе уже действующей информационно-аналитической системы и расширяет ее возможности. Поэтому говорить о прямом дублировании с другими аналогичными системами нельзя", - прокомментировала пресс-служба Счетной палаты.
Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов пояснил, что данный законопроект регулирует в первую очередь отношения между центрами занятости и гражданами, находящимися в поиске работы. "Фактически государство узаконивает онлайн способ коммуникации между центрами занятости и гражданами, а также делает его равным очной коммуникации. Наиболее близкое сравнение – сайт Госуслуг и МФЦ: фактически гражданин может многие услуги получить либо полностью онлайн, либо придя в МФЦ. Сайт Госуслуг заработал раньше МФЦ, но в случае процесса помощи гражданам с трудоустройством онлайн способ появляется только сейчас. В идеале государство дает гражданину право выбора способа общения, что можно только приветствовать. Конечно, насколько эффективно будет работать единая цифровая платформа занятости сейчас сказать сложно, но никаких существенных препятствий для ее эффективности нет", - уверен он.
По мнению владельца IT-legal компании "Катков и партнеры" Павла Каткова цифровизация любой сферы, при условии сохранения выбора между "онлайн" и "оффлайн" форматом, повышает ее эффективность. "Работа службы занятости связана с обработкой больших объемов данных, и повышение уровня ее технологичности - хорошая затея. К тому же, дистанционный формат дает возможность для взаимодействия субъектов из разных регионов, что, на мой взгляд, тоже плюс. В целом, это один из многих законопроектов последних месяцев, направленных на цифровизацию правоотношений между государством, гражданами и предпринимателями, отметил он. - Что касается юридической техники, возможно, имело бы смысл задуматься о едином документе. Впрочем, есть еще такой вариант: сейчас законы будут приниматься, "как есть", а когда их накопится достаточное количество, их можно будет свести в некий единый кодекс, по аналогии с частью 4 Гражданского кодекса РФ, объединившего несколько разных законов в единый кодифицированный правовой акт".
Юлия Мельникова