Морские и речные буи оборудуют навигационной аппаратурой. Разработку специальных устройств для этой цели заказал Минпромторг. Конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы выиграл НИИМА «Прогресс» (структура «Ростеха») — один из основных разработчиков ГЛОНАСС/GPS-аппаратуры в России. Модернизация буев позволит сделать судовождение более точным и безопасным. Создание такой инфраструктуры в дальнейшем позволит организовать движение судов в беспилотном режиме.
Два заказанных Минпромторгом изделия предназначены для оснащения навигационных буев. Первое будет интегрировать в себе средства связи, навигации и светооптическую систему. Оно будет использоваться во вновь создаваемых буях. Второе, включающее только навигационно-связные средства, предназначено для установки на существующие, уже оснащенные светооптикой. Это позволит включить их в Автоматическую идентификационную систему (АИС, фиксирует движение судов, их габариты, курс и другие данные).
Оборудованные навигационными системами буи будут передавать собственные координаты, а также информацию о нахождении изделия на месте начальной установки или изменении позиции (в этом случае транслируются данные, в каком направлении и на какое расстояние произошел снос). Иногда снос даже на полметра может быть критичным для безопасности судоходства, поэтому разрабатываемое оборудование будет способно определять координаты с повышенной точностью. Оно будет применяться не только для маркировки границ фарватеров, но и для обозначения завалов, затонувших судов и прочих опасностей.
— Это первый шаг на пути создания инфраструктуры беспилотного судовождения, — пояснил генеральный директор НИИМА «Прогресс» Василий Шпак. — Сейчас при прохождении сложных фарватеров судоводитель вынужден в значительной степени полагаться на собственное зрение. В сложных ветро-волновых условиях это может привести к серьезным последствиям. С вводом в эксплуатацию нашей разработки у судоводителя перед глазами на экране будет вся надводная обстановка: информация не только об окружающих судах, но и обо всех навигационных знаках, буях, о текущем положении судна относительно них. Это первый шаг для подготовки судового автопилота. Следующим шагом должно стать создание оборудования, которое с учетом информации о координатах, скорости и курсе судна, о положении его относительно ограничительных знаков и других судов будет автоматически управлять судном.
Государство заинтересовано во всеобъемлющей коммерциализации ГЛОНАСС, поэтому появление подобной аппаратуры вполне логично, считает редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко.
— Система автоматического управления транспортом — это общемировой тренд. В условиях порта, лоции, рейда нужна активная помощь в управлении судном. Когда оно приходит в незнакомый порт, нужно нанимать местного лоцмана, который безопасно проведет его. С подобной аппаратурой эти и многие другие проблемы можно будет легко устранить, — отметил Константин Крейденко. — Надо полагать, что в итоге система позволит добиться серьезной экономии для владельцев судов.
Схожие разработки уже ведутся в Евросоюзе и США. Япония планирует начать внедрение беспилотного судовождения в 2025 году, разработка системы автономной навигации для судов включена в национальную стратегию развития страны.
Тимур Хасанов