Цифровой рубль должен помочь банковским клиентам уйти от «платежного рабства» и решить проблему заградительных лимитов в Системе быстрых платежей (СБП), которые устанавливают некоторые банки. Об этом сообщила первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова на заседании круглого стола думского комитета по финансовому рынку, посвященном перспективам цифрового рубля.
«[Система быстрых платежей] не до конца решила вопрос платформенного рабства, потому что многие банки ввели заградительные тарифы, заградительные лимиты», — сказала Скоробогатова. Она добавила, что созданная ЦБ инфраструктура СБП «работает прекрасно», но из многих банков «очень сложно вывести» деньги.
«Цифровой рубль, за счет того что кошельки будут [открыты] на платформе ЦБ (при этом все расчетные и кредитные продукты и сервисы остаются «на руке» коммерческих банков), даст возможность уйти от этого платежного рабства», — объяснила она.
ЦБ осенью выпустил доклад, согласно которому крипторубль должен стать третьей формой денег наряду с наличными и безналичными. По мнению регулятора, новый формат должен способствовать снижению издержек на проведение расчетов, повышению финансовой доступности, развитию финансовых услуг и повышению конкуренции. Цифровой рубль может представлять собой цифровой код и храниться в специальном электронном кошельке в ЦБ, который будет его эмитентом.
Система быстрых платежей была запущена ЦБ в начале 2019 года. Она позволяет переводить денежные средства по номеру телефона между счетами разных банков. До 1 января 2021 года к ней должны подключиться все банки с универсальной лицензией.
После запуска СБП в системе также существовала проблема заградительных комиссий, которую банки взимали с клиентов за переводы. Для ее устранения в феврале 2020 года ЦБ до июля 2022 года отменил плату для банков за переводы между физлицами, рассчитывая на то, что они поступят так же с комиссиями для своих клиентов. Как уточняла Скоробогатова, несмотря на нулевые комиссии и себестоимость операций, некоторые банки вводят для клиентов тарифы за переводы через СБП в размере 1–1,5%, то есть как по карточным транзакциям.
Уже в марте ЦБ запретил банкам с 1 мая взимать комиссии с клиентов за такие переводы, если сумма транзакций в месяц не превышает 100 тыс. руб., при переводах свыше этой суммы комиссия не может быть больше чем 0,5% от суммы перевода и превышать 1,5 тыс. руб. Мера вводилась как антикризисная и была призвана поддержать граждан в условиях пандемии коронавируса, она до сих пор не отменена.
Евгения Чернышова