Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что считает верными аргументы многих противников Netflix в России о том, что видеохостинг обязан получить лицензию СМИ и лицензию вещателя для работы на рынке. По словам Волина, представители сервиса не связывались с ведомством перед тем, как запуститься на российской площадке. Ранее о необходимости лицензирования говорил глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин.
С таким же требованием выступил заместитель гендиректора «СТС Медиа» Сергей Петров. Компания не платит налоги в российский бюджет и угрожает общей идее импортозамещения, считает представитель холдинга.
С момента запуска Netflix в России прошло меньше месяца, и сервис по факту не успел получить реальные доходы, поскольку подписка на первые 30 дней для новых пользователей бесплатна.
Новость о запуске одного из самых популярных сервисов с видеоконтентом стала достаточно неожиданной. Netflix начал свою работу одновременно в 130 странах, при этом без какой-либо локализации для каждой конкретной аудитории. Для пользователей из России появилась возможность оформить подписку, но ни о синхронном переводе, ни о русских субтитрах речь не идет.
Однако, несмотря на слабую заинтересованность в улучшении сервиса для россиян со стороны Netflix, российские предприниматели поспешили заострить внимание на правомерности работы американского конкурента.
Поскольку на российском рынке какого-либо дополнительного регулирования для сайтов пока что не предусмотрено, сервису было достаточно решить вопрос с международными правообладателями, что Netflix и сделал.
Разговоры о подрыве конкурентной среды на рынке при этом на данном этапе беспочвенны: цены на контент у Netflix по сравнению с российскими аналогами достаточно высокие. Каждый месяц подписки обходится от €8 (649 руб.) до €12 (949 руб.) в зависимости от выбранного пакета. К примеру, стоимость подписки на популярный российский аналогичный сервис Amediateka составляет 499 руб. в месяц, но если оформить подписку сразу на год, то один месяц будет стоить 225 руб.
Если учесть, что контент сервиса преимущественно на английском языке, выход Netflix на российский рынок оказался достаточно сырым.
На каких основаниях российские предприниматели решили поднять вопрос о лицензировании сервиса, понять сложно, рассказал главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
«Чтобы принимать платежи, сайту не обязательно регистрироваться в России, благо у нас международное движение капитала не ограничено», — объяснил аналитик.
Что касается требования о получении лицензии СМИ в России, то этот вопрос тоже вызывает сомнения, поскольку на данный момент это процедура добровольная.
«Ни в одном законе о СМИ не прописано, что она должна требоваться для того, чтобы что-то делать. Более того, иностранное юридическое лицо получить российскую лицензию в принципе не может», — добавил Казарян.
Глава Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин считает, что в отношении Netflix не совсем корректно употреблять термин «средство массовой информации».
В мировой практике не существует механизма регистрации сервисов, предоставляющих «видео по запросу» в качестве телевизионных.
Тревога российских предпринимателей скорее связана с желанием иметь средство давления на иностранных коллег, поскольку в противном случае конкуренция на рынке резко возрастает.
Дальнейшая судьба видеохостинга в России пока непонятна. На вопрос, что будет, если Netflix не пойдет на контакт с российскими властями, Алексей Волин коротко ответил: «узнают». Чиновник отметил, что какие-то дополнительные законодательные меры для контроля деятельности стримингового сервиса не нужны.
Дмитрий Шестоперов, Влад Массино