«Цифровым кафедрам» дадут оценку

В бли­жай­шие три го­да на оцен­ку ка­чес­тва под­го­тов­ки сту­ден­тов, по­лучаю­щих до­пол­ни­тель­ную ква­лифи­кацию на "циф­ро­вых ка­фед­рах" в рос­сий­ских ву­зах – учас­тни­ках прог­раммы "Прио­ри­тет-2030", пра­витель­ство РФ вы­делит бо­лее 1,5 млрд руб­лей. Пред­ста­вите­ли ву­зов без эн­ту­зиаз­ма вос­при­няли эту идею, но под­держа­ли соз­да­ние "циф­ро­вых ка­федр".

Постановление о выделении 1,5 млрд руб. на оценку качества "цифровых кафедр" подписал председатель правительства Михаил Мишустин. В правительстве РФ уточнили, что речь идет о федеральной субсидии, которая будет использоваться для организации ассесмента – комплексной оценки потенциального и реального уровня развития цифровых компетенций студентов. В 2022 г. на эти цели планируется направить почти 321 млн руб., в 2023-м – 521,4 млн и в 2024-м – 698 млн руб. Деньги пойдут на оплату труда преподавателей, участвующих в тестировании, а также на аренду помещений и закупку программного обеспечения.

"Учащимся будут предложены тесты в соответствии с тематикой их программ дополнительной профессиональной подготовки. Результаты тестирования позволят оценить уровень цифровых компетенций студентов по окончании обучения на "цифровых кафедрах". Планируется, что в 2022 г. в тестировании примут участие более 80 тыс. человек, а к 2024 году их число вырастет до 385 тыс. Сейчас к проекту оценки студентов присоединились 106 университетов – участников программы "Приоритет-2030", - отметила пресс-служба правительства РФ.

Пресс-служба Минцифры рассказала о том, что в проекте примут участие более 100 вузов, большинство из них - участники программы "Приоритет-2030", разной отраслевой направленности, реализующих дополнительные профессиональные программы ИТ-профиля на "Цифровых кафедрах". "Ассесмент будет проводиться для оценки цифровых компетенций, сформированных у студентов в ходе обучения по таким программам. В этом году вузы-участники "Приоритета-2030" начинают обучение студентов на "Цифровых кафедрах" по дополнительным профессиональным программам ИТ-профиля. Ассесмент будет проводиться в три этапа: в начале обучения (входной ассесмент), в середине (промежуточный ассесмент) и по окончании обучения (итоговый ассесмент). Запуск проекта приурочен к началу обучения на "цифровых кафедрах", - отметили в ведомстве.

Пресс-служба правительства РФ уточнила, что ассесмент-центром стал университет "Иннополис". "Проект для развития высшей школы – "Приоритет-2030" правительство запустило для того, чтобы молодые люди могли получать качественное и востребованное образование. В рамках этой инициативы вузам из всех российских регионов предоставляются гранты – более чем по 100 млн рублей. В программе участвует 121 университет, почти две трети вузов – региональные. На их поддержку Правительство направило свыше 15 млрд рублей. Эти средства помогут открыть студенческие технопарки, бизнес-инкубаторы, а также обновить лаборатории", - пояснили в ведомстве.

Пресс-служба Минцифры заверила, что результаты ассесмента позволят измерить уровень цифровых компетенций, полученных студентами, а также соотнести, соответствуют ли они потребностям ИТ-отрасли. "Оценка компетенций покажет, нужна ли корректировка дополнительных образовательных программ под изменяющиеся запросы ИТ-индустрии. Результаты могут использоваться вузами при актуализации дополнительных профессиональных программ ИТ-профиля", - отметили в министерстве.

Декан факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (ВМК МГУ) Игорь Соколов отметил, что каждый университет и каждая кафедра имеют свою специфику, и по каким критериям оценивать качество подготовки - непонятно. Также неясно с какой целью все это проводится. "Для того, чтобы эти специалисты, получив аттестат, могли как-то трудоустраиваться, диплома недостаточно? Непонятно, по какой методике будет проводиться оценка, потому что очевидно, что единой методики тут быть не может. Почему именно ИТ-специалисты выделены в эту группу, которая будет подвергнута дополнительным испытаниям? Надо ли к ним готовиться? Очень много вопросов. Есть устоявшаяся система оценки качества подготовки кадров высшей квалификации – ГЭК, ГАК, экзамены выпускные и т.д. Все эти комиссии уже работают в обязательном порядке", - рассуждает Игорь Соколов.

Говоря о создании "цифровых кафедр", он отметил, что это важный шаг в развитии цифровой сферы, и современные передовые технологии для студентов необходимы. "Происходит качественный и количественный сдвиг в этой области. Появляются новые технологии, инструменты, методы и вычислительная техника. Система подготовки должна на это среагировать. Но хотелось бы подробнее услышать или даже обсудить каких именно специалистов мы должны готовить для "цифровых" кафедр. Нам нужны специалисты, которые будут создавать новые ЭВМ или нам нужны специалисты в области программирования, или, специалисты, которые будут разрабатывать новые математические методы, которые затем реализуются в цифре, или нам нужны потребители всего этого, специалист в своей области, но который владеет цифровыми инструментами?" - обозначил ключевые вопросы декан факультета ВМК МГУ.

Ири­на При­бор­ки­на

Тематики: Кадры, Регулирование

Ключевые слова: обучение, IT-обучение, регулирование