Рекомендательные алгоритмы и реклама в детских профилях онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов должна быть ограничена, заявил депутат Госдумы Антон Горелкин от «Единой России» и зампред комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Соответствующий законопроект, по его словам, уже обсуждается в Госдуме и будет внесен до конца года. «Я считаю, что отключение рекомендательных алгоритмов, обязательное предупреждение о том, что они используются, социальные сети и платформы вообще должны предусматривать. Должна быть кнопка их отключения», — сказал он во время круглого стола «Законодательное регулирование деятельности онлайн-кинотеатров», где присутствовал корреспондент РБК.
В поддержку инициативы также выступила глава Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты Екатерина Мизулина. Детский плейлист на стриминговых платформах, как считает общественница, должен полностью формироваться родителями. «В целом необходимо рекламные и маркетинговые функции, рекомендательные алгоритмы отключить полностью для детской аудитории до 14 лет на всех онлайн-площадках, в том числе и в социальных сетях», — сказала она. По словам Мизулиной, «такая система уже начала работать в Великобритании и в США, и Россия здесь не должна отставать».
Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин заявил, что основным форматом отображения ассортимента контента аудиовизуальных сервисов является каталог. Поэтому необходимо обязать сервисы иметь альтернативу таргетированным рекомендациям.
Директор по правовым вопросам Okko и Rambler Наталья Булаева, отвечая на предложение Мизулиной, заявила, что контролировать, что именно смотрят дети на стриминговых платформах, должны в том числе их родители. Эффективной мерой отслеживания, что именно смотрят несовершеннолетние, она назвала push-уведомления родителям о попытке получить доступ к тому или иному контенту с возможностью разрешить или запретить его.
Заместитель генерального директора по правовым вопросам платформы ivi Михаил Платов, в свою очередь, заявил, что рекомендации в аудиовизуальных сервисах формируются посредством выбора пользователем любимых жанров и фильмов. «Мы не навязываем никакой контент, никакую тематику, — ответил он на предложения общественников. — Наша задача — отвечать интересам пользователей. Это ключевое отличие от того, как формируются рекомендации в соцсетях».
Представители Okko и ivi также высказали опасения по поводу потенциального чрезмерного зарегулирования онлайн-кинотеатров. По их словам, это приведет к тому, что пользователи уйдут к пиратским сервисам, где нет никаких правил для детей и в разы больше деструктивного контента.
Евгения Стогова