Весной 2016 года идею объединения нормативных актов, регулирующих интернет, в единый кодекс высказывал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Он сообщил «Известиям», что предложение вошло в доклад бизнес-омбудсмена президенту в 2016 году. Предложение было согласовано с заинтересованными ведомствами и не вызвало возражений.
Как пояснил Владимир Авербах, сейчас тема кодекса обсуждается в рамках подготовки госпрограммы «Цифровая экономика».
В декабре президент России в послании Федеральному собранию предложил «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики». Он отметил, что подобные технологии «сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении».
Примерно тогда же, в декабре прошлого года, Владимир Путин поручил правительству вместе с администрацией президента до 1 июня утвердить программу «Цифровая экономика» — «предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий» для ее развития.
По словам замдиректора департамента ИТ и связи правительства РФ Евгения Комара, необходимо определить, какие технологии составляют основу цифровой экономики, в каких отраслях их будут использовать. Также надо определить изменения в законодательстве, необходимые для перехода к новой экономике.
По мнению замруководителя Федерального казначейства Сергея Гуральникова, надо законодательно оформить создание в стране «пространства электронного доверия».
— Необходима прежде всего надежная система идентификации, электронный нотариат, — заявил он. — Электронные идентификаторы должны получить и физические, и юридические лица.
По словам главы ассоциации «Интернет вещей» Андрея Колесникова, главные составляющие цифровой экономики — это электронная идентификация, географическая локализация объектов, управление цифровыми объектами, в том числе распределенными, а также большие данные.
— Оцифровать можно всё, — заявил глава компании Biolink Technologies Евгений Черешнев. — Но важно, чтобы электронная инфраструктура взаимодействовала с прочими — например, логистической.
Он пояснил, что именно такая синергия позволяет компании Amazon в США доставлять заказанный товар в тот же день.
По мнению Дмитрия Мариничева, «Цифровой кодекс» следует готовить на «независимой площадке». Например, в экспертном совете при правительстве. В обсуждении должны принять участие все заинтересованные стороны — операторы связи, сервис-провайдеры, разработчики софта и пользователи, поставщики инфраструктурных решений.
— Государство — тоже один из участников процесса, причем равноправный с другими. Хоть это и может звучать странно, — подчеркнул Дмитрий Мариничев.
Подготовка нового кодекса, по мнению интернет-омбудсмена, займет около двух лет.
Александр Кондратьев