«Организации смогли проинвестировать дополнительные средства в зарплаты высококвалифицированных специалистов, разрабатывающих конкурентоспособные программные решения», — отметил он, указав со ссылкой на данные ФНС, что за девять месяцев прошлого года фонд оплаты труда вырос на 33% по сравнению с тем же периодом 2020 года.
В Петербурге общие налоговые поступления в бюджет от IT-компаний также выросли. Как сообщили в городском комитете финансов, увеличение к 2020 году составило 3,163 млрд руб (рост на 7,7%, до 44,03 млрд руб.), в том числе по НДФЛ — 4,883 млрд руб (рост на 19,2%, до 30,375 млрд руб). Поскольку общие налоговые поступления складываются главным образом из налога на прибыль и НДФЛ, то приведенные данные показывают, что поступления налога на прибыль (а значит и сама прибыль IT-компаний) в 2021 году сократились (к 2020 году), а общий рост налогов произошел исключительно благодаря увеличению НДФЛ (то есть, легальных зарплат).
Впрочем, о развитии отрасли судить по этим цифрам вряд ли возможно, поскольку, как отмечает комитет финансов, согласно методике налоговой отчетности ФНС, информация о налоговых поступлениях от IT-отрасли отражается лишь по коду ОКВЭД J 58-63 «Деятельность в области информации и связи» (еще и по коду S 95 «Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения», который мы здесь не учитываем, поскольку это уже совсем далеко от информационных технологий). Однако этим видом деятельности далеко не исчерпывается работа IT-индустрии. Так, по информации комитета финансов, хозяйствующие субъекты IT-отрасли осуществляют свою деятельность в соответствии со следующими кодами ОКВЭД: 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения»; 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий»; 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая»; 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность»; 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов».
При этом «Сведениями о налоговых поступлениях в бюджет города в разрезе указанных кодов ОКВЭД Комитет финансов Санкт-Петербурга не располагает», — сообщила РБК Петербург заместитель председателя комитета Лилия Фалалеева.
Эксперты давно уже указывают на серьезные дефекты российской статистики в сфере IT. Эти дефекты разнонаправлены — одни завышают общие показатели, другие, напротив, занижают. Так, по мнению президента НП «РУССОФТ» Валентина Макарова, серьезный рост налогов от IT в 2021 году мог в значительной мере произойти из-за того, что некоторые крупные госкомпании, особенно банки, выделили свои центры IT-разработок в отдельные бизнесы, которые стали платить налоги самостоятельно. «В результате налоговые поступления от IT-индустрии формально выросли, перекрыв эффект от снижения ставок из-за предоставленных правительством льгот, — полагает эксперт. — В Петербурге крупных госкомпаний мало, поэтому и прирост налогов от IT у нас меньше, чем в целом по РФ». Определенную роль сыграл, конечно, и рост самой индустрии, ускорившийся в пандемийные времена.
Впрочем, информационные технологии уже стали инструментом, применяемым практически во всех отраслях, а налоги принято учитывать от деятельности компаний, а не инструментов. Поэтому внутрикорпоративную IT-деятельность наверно учитывать не стоит, но включать в статистику (как налоговую, по линии ФНС, так и экономическую, по линии Росстата) компании, работающие по всем ОКВЭД, соответствующим IT-деятельности, имеет полный смысл, добавляют эксперты.
Владимир Грязневич