В Госдуме обсуждают возможность введения законопроекта о лицензировании онлайн-курсов. По замыслу экспертов, за преподавание без лицензии будут предусмотрены штрафы. Члены рабочей группы связывают необходимость изменений в законодательстве с тем, что сфера онлайн-образования стала плодотворной почвой для всякого рода бизнес-мошенников и недобросоветных преподавателей. Сам по себе рынок дистанционного обучения — один из наиболее динамично развивающихся сегментов в сфере образования. За счет чего растет популярность онлайн-курсов и не вытеснят ли они в будущем классические университеты? Об этом «Известия» поговорили с экспертами ведущих российских вузов.
Большинство ведущих российских вузов, в том числе МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ и МФТИ, публикуют свои онлайн-курсы на платформе «Открытое образование». Этот проект появился четыре года назад, и за это время его аудитория выросла до нескольких миллионов слушателей. В отличие от коммерческих платформ вузовские курсы можно встроить в систему обучения студентов и даже получить за их прохождение диплом государственного образца. Особенно это полезно для жителей отдаленных регионов. В ряде региональных вузов студенты обязаны прослушивать онлайн-курсы, включенные в учебную программу. Без успешного прохождения курса невозможно получить зачет и есть шансы быть отчисленным за неуспеваемость, рассказал «Известиям» директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени Ломоносова Денис Янышев. При этом довольно успешно показала себя смешанная модель обучения: когда лекции проходят очно, а практическая работа — дистанционно, и наоборот.
— Ежегодно свыше тысячи студентов в разных регионах слушают в таком формате наши лекции, а семинары проводятся в вузе. Далеко не всегда в региональных вузах есть преподаватели, способные читать некоторые дисциплины на хорошем уровне. Чаще всего преподаватели узко специализированы на своих направлениях. Например, есть лекторы, которые прекрасно рассказывают про строение реакторов, но при этом прочитать общий курс по физике для них дополнительная нагрузка, с которой они не так хорошо справляются. Тем более что им приходится это делать по учебникам, которые выпускаем мы. Таким образом, если мы заменим их нагрузку на лекционный онлайн-курс, который читают авторы учебника, то мы получим контент из первых рук, а не пересказ, — пояснил Денис Янышев.
Первоочередная задача не только повышать качество и увеличивать охват слушателей в удаленных областях, но и расширять направления подготовки и вводить курсы по специальностям, которые востребованы в разных сферах экономики.
— Не секрет, что региональные вузы стараются удержать молодежь от переезда в крупные центры. А чтобы это сделать, нужно не только давать качественное образование, но и востребованное в различных областях экономики. Для этого администрации вуза нужно либо приглашать новых преподавателей, либо брать онлайн курсы. Сейчас мы подготовили новый цикл по квантовым технологиям. Понятно, что не каждый вуз может позволить себе держать в штате сотрудника по такому профилю подготовки, — добавил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ.
Удобство онлайн-обучения, по его словам, заключается еще и в возможности отслеживать успеваемость студентов, взаимодействовать не только в рамках аудиторных занятий, но и между ними, использовать общие материалы, формы и ресурсы. Несмотря на то что создавались онлайн-курсов преимущественно для студентов вузов, их основная аудитория — люди старше 30 лет, имеющие высшее образование. Для специалистов онлайн-курсы — своего рода институт повышения квалификации без отрыва от производства. Но большинство слушают курсы ради самообразования и изначально не планируют проходить платную аттестацию. Кроме знаний, навыков и компетенций есть и формальное подтверждение обучения в виде сертификата.
— Для аудитории старше 30 получение сертификата об обучении не так актуально, как для студентов. Когда дело доходит до аттестации, многие стараются избегать этого момента, несмотря на активное участие в процессе обучения. В гуманитарных дисциплинах наш опыт проведения открытых онлайн-курсов показывает, что этот формат очень востребован. К ресурсам получают доступ не только студенты МГУ, но и люди из других регионов и стран. С момента запусках на открытые курсы записалось свыше полумиллиона человек из 180 стран, — отметил Янышев.
Но бояться того, что преподавателей заменят видеоролики, преждевременно: на лекциях преподавателей, умеющих ярко и доходчиво рассказать свой предмет, аудитория останется полной. По мнению директора центра онлайн-обучения МГУ, распространение онлайн-курсов не сможет привести к сокращению штата преподавателей. Напротив, онлайн-образование расширяет возможности обучения и дает возможность развивать конкуренцию между вузами.
— Это как сравнить театр и кино: за 120 лет развития кино театр никуда не делся. На хорошие постановки по-прежнему сложно и дорого достать билет. Этот вид искусства никуда не пропал. Классическое образование, когда вы можете видеть преподавателя, конечно же, дороже, чем дистанционное. Ничто не заменит живого общения и возможности коммуницировать здесь и сейчас. С другой стороны, многие лишены этого общения по ряду причин. Люди, которые работают, но желают заниматься самообразованием, не имеют возможности ездить в университет на лекции, но могут послушать их в дороге или после работы, что позволяет без отрыва от производства повышать свою квалификацию, — заявил Янышев.
Аудитория слушателей онлайн-курсов весьма разнообразна: от младших школьников до людей старшего поколения. У каждой возрастной категории свои ожидания и цели, считает директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко. Среди них можно назвать профессиональную подготовку, поиск и изучение смежных областей знаний, профориентацию, знакомство со специальностью, расширение кругозора и просвещение.
— Если ориентироваться на общие тренды, то, безусловно, речь о желании получить быстро, в сжатой форме некий набор практико-ориентированных компетенций и прикладных знаний. Слушатели регистрируются на курсы, и весьма активно. Если посмотреть на динамику роста целевой аудитории на крупнейших специализированных платформах онлайн-образования, то можно увидеть колоссальный рост. Так аудитория крупнейшей международной образовательной платформы Coursera, с которой сотрудничает СПбГУ, составляет уже более 40 млн. человек. За год она увеличилась более чем на 10 миллионов. Российская платформа «Открытое образование» увеличила аудиторию в 3 раза, — отметил Старостенко.
В СПбГУ обучаются порядка 30 тысяч человек, а годовая аудитория онлайн-курсов вуза уже более 300 тыс. человек. В общей сложности на курсах уже прошли обучение более миллиона человек.
— Обучение в таком формате весьма дёшево для студентов: массовые открытые онлайн-курсы носят условно-бесплатный характер. Платна лишь итоговая сертификация. С другой стороны, разработка программ требует определенных затрат на их создание, работу авторов, компоновку и подготовку материалов, реализацию и поддержку программы. Кроме того, онлайн или дистанционный формат обучения зачастую связан с необходимостью создания соответствующей инфраструктуры, так называемой электронной среды, в которой может работать слушатель. Все это затраты, поэтому абсолютно нормально и понятно, что такие программы могут реализовываться на платной основе, — добавил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ.
В дистанционном формате есть возможности для изучения и технических, и гуманитарных специальностей, считает эксперт. Каждая отрасль имеет свою специфику, и эта специфика может накладывать определенные ограничения. Например, программирование совершенно спокойно и можно перевести в онлайн-формат, тогда как, скажем, изучение иностранного языка требует присутствия преподавателя, пока что только человеческое ухо способно оценить правильность постановки произношения, хотя технологии не стоят на месте. Однако онлайн-курс может стать замечательным подспорьем для изучающих иностранный язык, чтобы повторить уже знакомые правила, углубить свои знания и, что немаловажно, найти единомышленников. На онлайн-курсах действуют форумы, на которых можно задать интересующие вопросы преподавателю и пообщаться со своими сокурсниками.
По мнению Старостенко, регулирование на рынке онлайн-образования нужно для того, чтобы неподготовленный слушатель не стал жертвой обмана, сталкиваясь с огромным потоком контента.
— Именно вуз «научит учиться». Это значит, что вуз должен помочь сформировать персональную образовательную траекторию, подходящую для конкретного слушателя. По моему мнению, регуляторы рынка онлайн-образования нужны. Сейчас слушатель может доверять брендам вузов, разработавших соответствующие программ, и вузы выступают в этой связи гарантом качества. Например, в России есть национальная платформа «Открытое образования», где свой контент представляют ведущие университеты страны. Это определенная марка качества. Но, безусловно, вопрос контроля надо решать и на правительственном уровне, — резюмировал эксперт.
Директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев уверен, что попытки регулировать сферу онлайн-образования не принесут для нее ничего хорошего.
— Образовательная программа должна меняться и быть живой. Государственное регулирование или контроль здесь не нужны, потому что они принципиально не способны обеспечить высокое качество обучения. В мире таких случаев нет, уникальный пример нашей страны, пытающейся это реализовать, только подтверждает этот вывод. Регулирование всегда запаздывает, на практике менее профессиональные люди проверяют более профессиональных, и даже заведомо некачественные программы прекрасно живут и выдают в том числе государственные дипломы. Слушатели в большей степени ориентируются на репутацию вуза, чем на государственный знак качества в виде госаккредитации или диплома государственного образца.
Создание законов с целью контролировать рынок онлайн-обучения не приведет к снижению спроса на некачественные курсы и сомнительные бизнес-тренинги, считает эксперт. Пока на них существует спрос, они будут существовать.
— Люди ищут, что им нужно, а рынок дает предложение. Кто-то смотрит фестивальное кино, а кого-то устраивает «Санта Барбара». Запреты или блокировка тренингов, где люди размахивают руками и кричат: «Вместе мы сила», не принесет ничего хорошего. Псевдознаки качества от государства в этом плане абсолютно бессмысленны. Не вижу особых отличий между такими тренингами и поп-концертами. Они, на мой взгляд, одинаково бесполезны и одинаково привлекают людей. У других другое мнение, это право людей тратить свое время и деньги, как они хотят, — добавил директор центра РАНХиГС.
Несмотря на то, что скептики ставят под сомнение эффективность курсов из-за того, что подавляющее большинство слушателей не проходят их до конца, специалисты не считают это проблемой. Многие записываются на курсы из любопытства или изучая рынок и изначально не ставят себе цель его пройти. Оценивать надо не долю «записавшихся» не курс, а сколько людей его заканчивают. Таких тоже много.
Создать хороший дистанционный курс — и для вуза, и для преподавателя сложнее, чем подготовить очные лекции и семинары.
— Требования к дистанционному лекционному формату более жесткие: надо чтобы речь была яркая и динамичная, изложение – увлекательное. Стандарт восприятия видео-контента установлен телевидением, качественным научно-популярным контентом. Большинству преподавателей проще работать с аудиторией, имея очный контакт и обратную связь, чем разговаривать с камерой, — отмечает Брауде-Золотарев.
Помимо лекций, надо спроектировать и подготовить самостоятельную работу студентов, практикумы, адекватную замену семинарским занятиям, традиционным очным консультациям, а это трудоемкая задача. Зато однажды созданный качественный онлайн-курс можно использовать многократно, если получится внедрить его большими тиражами.
По его мнению, перспектива массовой замены очных лекций онлайновыми в ближайшие годы — не реалистичный сценарий. В системе высшего образования можно пытаться локально заменять заведомо низкокачественные очные курсы более качественными онлайновыми. Это работает, но сама по себе механическая замена отдельных курсов не может системно повысить качество образования в стране. Слабые вузы и устаревшие программы – системная проблема, вызванная низким спросом на качественное образование, нехваткой профессиональных и мотивированных преподавателей, отсутствием запроса со стороны рынка труда.
Анастасия Чеповская