ООО «Амаяма Авто», оператор автомобильного портала Drom.ru, направило в ФАС жалобу на действия сервиса «Авто.ру», рассказал “Ъ” представитель Drom.ru. В заявлении Drom.ru обвиняет «Авто.ру» в копировании своих объявлений и просит ФАС возбудить дело о нарушении законодательства о рекламе и защите конкуренции. В ФАС “Ъ” подтвердили получение документа.
По данным SimilarWeb, сайт Drom.ru, совмещающий форумы, автомобильные новости и объявления о продаже машин и запчастей, в январе собрал 85,6 млн просмотров, «Авто.ру» — 46,4 млн. Выручка «Амаяма Авто», зарегистрированного во Владивостоке, в 2017 году составила 413,6 млн руб., чистая прибыль — 16,2 млн руб., следует из данных в Kartoteka.ru. Выручка «Яндекс.Вертикалей» (включает «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Яндекс.Путешествия» и «Авто.ру») за 2017 год составила 1,92 млрд руб., чистая прибыль — 52 млн руб.
Компании ранее уже конфликтовали. В 2014 году Drom.ru и «Авто.ру», тогда еще не принадлежавший «Яндексу», заключили мировое соглашение по спору о товарных знаках в арбитражном суде Москвы. Как следует из решения суда, речь шла о той же проблеме: на обоих ресурсах были обнаружены фотографии машин, маркированные товарным знаком конкурирующего сайта. Стороны договорились отслеживать такие случаи и удалять краденые фотографии в течение трех дней.
В Drom.ru считают, что проблема снова актуальна. «Стремясь выйти в регионы, где его доля рынка сейчас незначительна, "Авто.ру" массово собирает информацию, фотографии и телефоны из объявлений на Drom.ru, обзванивает продавцов и дублирует объявления на своем сайте. В отдельных городах на "Авто.ру" доля таких объявлений от частных лиц превышает 50%»,— заявил представитель Drom.ru. По его словам, конкурент копировал объявления на протяжении нескольких лет, «а прошлой осенью масштаб сильно увеличился». На предоставленных Drom.ru скриншотах видно, что в некоторых объявлениях на «Авто.ру» действительно используются фотографии с водяными знаками Drom.ru. Впрочем, проверка “Ъ” показала, что и на Drom.ru можно обнаружить снимки с водяными знаками «Авто.ру». Представитель Drom.ru не смог оперативно прокомментировать этот факт.
Ранее аналогичную жалобу в ФАС направил интернет-сервис Avito, сообщал “Ъ” 23 января. «"Авто.ру" за прошедший месяц не предпринимал попыток урегулировать разногласия и продолжает копировать контент с Avito»,— заявил вчера представитель Avito. В ФАС сообщили “Ъ”, что рассмотрение заявления от Avito продлено.
В пресс-службе «Авто.ру», как и ранее, заявили, что компания не занимается перепечаткой объявлений и не нарушает прав пользователей, а все объявления на сайте размещены владельцами либо с их активного согласия. При этом «Авто.ру» сотрудничает с компаниями, «оказывающими услуги по привлечению продавцов», отметил представитель сервиса.
«Авто.ру» сейчас занимает самую агрессивную позицию в части проникновения в регионы, где более популярны Avito и Drom.ru, объясняет топ-менеджер одной из конкурирующих компаний. Жалобы — следствие этой «атаки на регионы», их цель — добиться запретов и ограничений или вызвать реакцию акционера «Авто.ру» «Яндекса», полагает собеседник. «Догоняющий игрок зачастую хочет срезать дорогу, переманивая продавцов. Такая тактика на Западе запрещена, однако у нас такие прецеденты случаются из-за другого законодательства»,— отмечает он. Если ФАС признает недобросовестную конкуренцию со стороны «Авто.ру», компании может грозить штраф в 100–500 тыс. руб. по ст. 14.33 КоАП, оценивал ранее партнер «Инфралекс» Артур Рохлин.
Дмитрий Шестоперов