- Злоумышленники используют разные ухищрения и технические средства, самое распространенное из которых - домашний компьютер рядового пользователя. В результате случаются задержки в работе системы. Иногда мы вынуждены даже временно запрещать к ней доступ некоторым провайдерам, - рассказали в пресс-службе Департамента информационных технологий Москвы.
Как обезопасить систему? Специалисты постоянно совершенствуют технические и программные средства. Однако о защите своих данных должен позаботиться и сам пользователь. Хотя бы поставить антивирус на компьютер. А в министерстве образования и науки подчеркивают, что защиту от нападения хакеров должны обеспечивать привлеченные организации, которые заключили со школой договор.
В Москве, например, не так давно из-за хакерских атак систему дневников пришлось даже отключить. Чтобы отфильтровать "паразитный" трафик, который нагружал сервер, и оптимизировать настройки оборудования, понадобилось два дня. Однако киберугрозы - не единственная проблема электронных журналов.
- Проверяю дневник в компьютере - там написано одно. А дочь приходит из школы, и в бумажном варианте у нее - другое задание. Говорит, отстают по программе и учитель этого не отразил в записях. Как быть? - недоумевают родители.
Ответ - поговорить с учителем. От человеческого фактора тут никуда не уйти. Еще пример - некоторые педагоги фактически работают только с бумажными дневниками, а электронный журнал заполняют раз в неделю, задним числом, чтобы сэкономить время. Но большинство педагогов все-таки ведут журналы параллельно.
- У нас данные из Дневник.ру дублируются в бумажном журнале. На это уходит дополнительное время, но к полному отказу от "бумаги" мы еще не готовы, - говорит Андрей Сиденко, учитель информатики мытищинской средней школы N 29. - Электронный дневник - это множество удобных сервисов, без которых работу школы уже трудно представить. Там есть расписание уроков, домашние задания, оценки. Кроме того, эта система - еще и электронная библиотека, архив словарей, учебных видео-, аудиоматериалов.
"Дневниковый" сервис используется и как социальная сеть: педагоги и ученики могут завести свою персональную страницу, обмениваться файлами, создавать тематические группы для общения, размещать новости. Кроме того, если ребенок переводится из одной школы в другую, его данные можно автоматически импортировать. Там будет вся статистика оценок прошлых лет, комментарии учителей.
- Конечно, бывали и недопонимания с родителями, которые не знали принцип работы системы. Например, чтобы мотивировать второклашку, я могу поставить ему пятерку за устные ответы. Но за письменные работы у него - сплошные тройки. Электронная система считает средний балл - выходит четыре. А четвертные отметки я определяю, исходя из письменных работ. В итоге - все-таки тройка. Иногда родителям это нужно объяснять, - делится Белла Иоанесян, учитель начальных классов школы N 1910.
В столице раньше насчитывалось до 14 разных дневниковых систем. А в прошлом году все московские школы перешли на один журнал, и сразу начались проблемы. Из-за большой нагрузки сервис часто зависал, мог не сохранить оценки, даже выставлял "-7" вместо "Н". Однако, как сообщили "РГ" в департаменте информационных технологий, который сейчас эту систему курирует, все проблемы и объективные трудности удалось решить в рабочем порядке. Более того, каждый день в системе появляются новые сервисы. Например, готовится к запуску обновленное мобильное приложение, которое будет содержать гораздо больше информации, чем короткие SMS-ки.
Как подчеркивают в минобрнауки, Москва - не единственный и не первый город с централизованным школьным журналом. Региональная система электронных дневников уже несколько лет действует в Северной Осетии, Татарстане, Санкт-Петербурге, Ярославле, в Псковской области и других регионах.
- Централизованный подход позволяет использовать электронные журналы в комплексе с другими системами. Например, в некоторых регионах они объединяются с образовательным порталом школы, города или информационными ресурсами, используемыми в государственной итоговой аттестации выпускников, - рассказали "РГ" в министерстве. - Но окончательное решение об использовании той или иной системы принимает школа. Также выбор может быть сделан на уровне субъекта, но только с учетом мнения всех школ.
Прежде чем сделать выбор, нужно узнать о том, гарантирует ли данный электронный дневник безопасность персональных данных. Можно проверить, зарегистрирован ли поставщик сервиса в реестре операторов персональных данных, есть ли у него аттестат и сертификат соответствия требованиям безопасности.
Еще один важный показатель - возможность зарегистрироваться в дневнике только по пригласительным кодам, которые выдает школа. Однако зачастую в разглашении персональных данных виноват не поставщик услуги электронного дневника, а сами учителя.
Не так давно внимание Роскомнадзора привлекли школы, которые размещали фамилии, адреса и даже информацию о психологическом обследовании детей в открытом доступе. После вмешательства ведомства эти данные с сайтов убрали. Но случай наглядный. Знать о правилах безопасности в Интернете должны не только родители и ученики, но и педагоги, и директора.
- Учитель должен постоянно учиться, - рассуждает Ирина Жданова, директор лицея N 1560. - В будущем мы ждем интеграцию единого электронного дневника с системой "Прохода и питания". Кроме того, элементы электронного дневника могут быть внедрены в детские сады, которые также входят в наш комплекс.
Ксения Колесникова