«Яндекс» подписал контракт о внедрении своего сервиса «Яндекс.Дзен» в мобильный и веб-браузер вьетнамской компании Coc Coc, рассказал “Ъ” гендиректор «Яндекс.Дзен» Дмитрий Иванов и подтвердили в Coc Coc. Соглашение заключено в феврале сроком на несколько лет с возможностью пролонгации; вьетнамская компания будет выплачивать «Яндексу» долю с продаж рекламы, уточнили стороны. Господин Иванов надеется окупить затраты на выход «Яндекс.Дзен» на вьетнамский рынок в течение года.
Coc Coc основана российским предпринимателем Виктором Лавренко и помимо браузеров развивает во Вьетнаме поисковую систему и рекламную платформу. Месячная аудитория Coc Coc достигает 24 млн пользователей, говорят в компании.
Виктор Лавренко заявил “Ъ”, что сейчас не занимается операционным управлением Coc Coc и входит в совет директоров компании. По его словам, директорам Coc Coc были представлены результаты внедрения сервиса, согласно которым количество просмотров рекламного инвентаря Coc Coc упало. По словам представителя компании, «Яндекс.Дзен» изначально тестировался в старом дизайне браузера, потому результаты были «менее эффективны». Внедрение «Яндекс.Дзен» приводит к увеличению времени, которое пользователи Coc Coc проводят на ее сервисах, в среднем на 10%, настаивает представитель Coc Coc.
Аудитория «Яндекс.Дзен», по данным на март 2019 года, составляет 40 млн пользователей. Сервис доступен более чем в ста странах. Дмитрий Иванов сообщил, что «Яндекс.Дзен» с 29 марта внедрен в браузер Opera в Турции. В отличие от Coc Coc у Opera нет собственной площадки по продаже рекламы, поэтому выручка, которую будут делить партнеры, будет генерироваться от разных рекламных систем, уточнил он. Сделка основана на соглашении о разделении доходов, при этом «Яндекс» платит Opera за распространение сервиса, уточнили “Ъ” в пресс-службе Opera.
В дальнейшем «Яндекс.Дзен» планирует ряд подобных сделок по интеграции сервиса в продукты зарубежных партнеров, по поводу нескольких из них ведутся переговоры, добавил Дмитрий Иванов. За рубежом «Яндекс» планирует масштабировать именно рекомендательный сервис «Дзена», в перспективе в странах, где наберется значительная аудитория, компания будет рассматривать возможность создания платформы для авторов и развитие социальных функций.
Технологии, лежащие в основе российских рекомендательных систем, вполне могут быть конкурентоспособны на международном рынке, считает Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru Group (развивает, в частности, рекомендательный сервис «Пульс»). «Выход на рынки других стран — это не только технологии, но еще и большие маркетинговые затраты на построение бренда с нуля и отсутствие "бесплатной" аудиторной поддержки. Поэтому оценивать вероятность успеха довольно сложно»,— сообщила она.
В среднем «Яндекс» платит партнерам за трафик около 60% выручки, но на новых для «Яндекса» рынках эта доля может быть выше, так что основную часть выручки, вероятно, получат партнеры, предполагает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. О значительном приросте выручки «Яндекса» за счет двух партнерств говорить пока не стоит, на этом этапе важно набрать базу, указывает он. Любой такой контракт — это всегда риск с двух сторон, предупреждает издатель N+1 Андрей Коняев. «"Дзен", скорее всего, берет на себя обязательства по разработке — это деньги. А браузеры — по внедрению и размещению. Результат может при этом оказаться нулевым»,— заключает он.
Валерия Лебедева