Выручка компаний от оказания телекоммуникационных услуг населению за четыре месяца 2020-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилась на 2,6% — до 116,4 млрд рублей. Такие данные приводит Росстат в своем отчете о социально-экономическом положении России с января по апрель. Самое заметное падение пришлось на первый «карантинный» месяц — апрель. Тогда выручка телеком-компаний снизилась на 4%.
Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Росстата, в мониторинг попали все компании с кодом 61 общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) «Деятельность в сфере телекоммуникаций», оказывающие услуги частным потребителям. Это мобильные операторы, провайдеры, операторы спутниковой связи.
Ранее «Известия» писали, что, по данным Центробанка, до введения режима самоизоляции в адрес телеком-компаний поступило как минимум на треть больше платежей, чем в месяц карантина (апрель).
Падение доходов от оказания телекоммуникационных услуг в апреле 2020 года ранее прогнозировалось «большой тройкой», указал управляющий по стратегическому маркетингу Промсвязьбанка Андрей Бархота. В итоге операторы вынуждены будут повысить цены на 15%, допустил аналитик «Финама» Леонид Делицын.
Рост тарифов на услуги связи в этом году может достичь 5–10% во второй половине года, сказал «Известиям» директор по развитию и управлению продуктами оператора Danycom Петр Кушиков. Он объяснил это сокращением ARPU (Average revenue per user — средняя выручка на одного пользователя) год к году.
Существуют предпосылки для роста тарифов и на услуги проводной связи, отметил генеральный директор телеком-компании «ОБИТ» Андрей Гук. На это влияют спад бизнес-активности и повышение закупочной стоимости импортного оборудования.
Другие операторы пока говорят, что стремятся сдерживать цены на свои услуги из-за высокой конкуренции и снижения платежеспособности населения. Об этом «Известиям» сообщили в Tele2, «Ростелекоме», «Акадо Телекоме» и «Алмателе».
Однако 10 июня Федеральная антимонопольная служба выдала предупреждение Tele2, обязав отменить недавнее повышение тарифов. По информации ФАС, 12 мая услуги для абонентов подорожали в среднем на 10%, однако экономического обоснования такого повышения тарифов «Т2 Мобайл» (Tele2) в антимонопольное ведомство не представила. Теперь компания должна в течение двух недель снизить тарифы до того уровня, на котором они находились до 12 мая.
Повысить цены будет непросто, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Константин Карпов. Если это и произойдет, то будет связано скорее с ростом издержек из-за девальвации рубля и инфляции.
Вопрос пересмотра тарифов на связь в сторону увеличения назрел давно, говорит начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. «Фридом Финанс» прогнозировал повышение на уровне 8% в этом году, но, возможно, в среднем тарифы будут расти вдвое медленнее. Венчурный предприниматель, директор «Казахтелекома» Алексей Буянов предположил, что услуги подорожают на 5–7%.
Аналитик «Ренессанс Капитала» по телекоммуникационному сектору Александр Венгранович называет основными эффектами, повлиявшими на падение выручки в этой сфере, обнуление доходов от международного роуминга, которые составляли до 3% от выручки мобильных операторов, и сокращение продаж оборудования из-за закрытия салонов связи.
В пресс-службе «Мегафона» отметили, что выручка от продаж оборудования и аксессуаров в «МегаФон Ритейл» в апреле снизилась до 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Действительно, многие клиенты оптимизируют затраты, например, откладывают приобретение нового смартфона и не очень регулярно вносят плату за использование неосновных SIM-карт, согласна пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова. «Вымпелком» к концу апреля закрыл 34% собственных офисов и 25% магазинов франшизы, что привело к значительному снижению продаж SIM-карт и абонентских девайсов.
В мае 2020 года доходы от основной деятельности телекоммуникационных операторов, вероятно, покажут нулевую или умеренно отрицательную динамику, допустил Андрей Бархота. Его точку зрения разделяет Леонид Делицын — когда появится майская статистика, можно ожидать снижения показателя доходов компаний от оказания услуг связи населению на 3–4%.
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин прогнозирует дальнейший спад в телекоме, который будет продолжаться до снятия всех ограничений и возвращения к работе большинства сотрудников. Сегмент В2С, действительно, ждет продолжительная стагнация, соглашаются в пресс-службе «ЭР-Телеком Холдинга».
Отмена самоизоляции может оказать положительное воздействие на бизнес операторов мобильной связи, но скорее опосредованно, например, через восстановление деятельности монобрендовых розничных сетей, считает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин.
С открытием внутренних и внешних территориальных границ постепенно начнут восстанавливаться доходы от роуминга, допустил Петр Кушиков. Вернуть их к прежним показателям компании смогут уже к концу этого года, ожидает Алексей Буянов.
По прогнозам iKS-Consulting, восстановление основных классических сегментов телеком-рынка (доступа в интернет и голосовой связи) может занять до двух лет. При этом новые телеком-услуги и IT-сервисы могут показывать двузначные значения вопреки пандемии, заключил Максим Савватин.
Анна Устинова