Генпрокуратура поддержала предложение Общественной палаты считать интернет-поисковики средствами массовой информации. Не возражают прокуроры и против идеи законодательно уравнять в части уплаты НДС российские и иностранные компании, предоставляющие услуги в России и получающие здесь прибыль. Речь идет прежде всего о Google, Facebook, Alibaba и им подобных.
На ежегодной встрече членов Общественной палаты с Юрием Чайкой глава комиссии по развитию информсообщества ОП Дмитрий Бирюков попросил генпрокурора поддержать общественников в их попытках придать поисковикам статус СМИ, а также обложить налогом иностранные интернет-компании, работающие и зарабатывающие в России, наравне с компаниями российскими.
Генпрокурор поддержал обе инициативы. Правда оговорился, что, принимая во внимание существующие различия в нормативно-правовых актах, вряд ли можно полноценно рассуждать о возможности обязать иностранных владельцев интернет-ресурсов соблюдать наши законы путем внесения изменений в российское законодательство.
— Этот вопрос может быть решен путем заключения межгосударственных договоров и соглашений, — пояснил Чайка.
Присутствовавший на встрече официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной сказал, что ведомство готово в случае необходимости предоставить свои рекомендации в части правоприменения предлагаемых поправок.
Следует заметить, что в части «приравнять агрегаторы к СМИ» идеи членов ОП практически полностью совпадают с очередными аналогичными попытками депутатов Госдумы. В феврале депутаты Алексей Казаков (СР) и Александр Ющенко (КПРФ) внесли поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Депутатский вариант предлагает обязать новостные агрегаторы с посещаемостью более 1 млн человек в сутки проверять и отвечать за достоверность информации, размещенной на ресурсах, на которые агрегатор ссылается. Кроме того, авторы предлагают разрешить внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации».
Напомним, что последние депутатские предложения уже вызвали негативную реакцию профессионального сообщества и заработали отрицательный отзыв Минкомсвязи.
Если проект все-таки станет законом, под его действие попадут новостные сервисы «Яндекса», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутника», Facebook и Twitter.
Светлана Субботина, Константин Новиков