Вал критики в адрес Google начал набирать силу, когда один из пользователей обнаружил, что сервис карт компании по запросу «nigger house» или «nigga house» (позднее был найден еще один запрос «nigga king») указывает на Белый дом. Также пользователи выяснили, что неполиткорректный по североамериканским меркам запрос «nigga university» указывает на университет Howard, который исторически связан с получением высшего образования темнокожими американцами.
Крупные интернет-СМИ мгновенно растиражировали это «открытие», и множество разъяренных американских пользователей бросились проверять информацию в ходе собственных экспериментов и писать гневные комментарии на странице отзывов Белого дома в Google Maps, которые увязаны с социальной сетью Google+, попутно ставя Google, а на самом деле Белому дому как достопримечательности, плохую оценку в виде одной звездочки и понижая общий балл.
Была даже заведена петиция на Change.org, призывающая корпорацию не просто «не быть злом», а «активно бороться за то, чтобы быть добром» и «починить» карты так, чтобы исключить их злонамеренное использование в дальнейшем. Впрочем, петиция особого внимания не привлекла.
Напомним, что компания Google недавно уже попадала под негативный общественный резонанс в связи с редактором карт, позволяющим пользователям вносить свою картографическую информацию для развития сервиса, благодаря чему на картах появился логотип Android, писающий на логотип Apple. Функцию редактирования карт сразу же закрыли.
В этот раз Google также незамедлительно принесла свои извинения всем пользователям. «Наши команды работают, чтобы исправить эту проблему быстро», — заявил представитель компании. По части «N-запросов», в том числе и по «nigga house», «Белый дом» перестал выдаваться в результатах, однако вскоре именно по этому запросу резиденция президента США снова стала находиться на картах.
Виноваты в этом, скорее всего, сами негодующие американские пользователи, которые продолжили ругать Google на странице Белого дома в Google Maps, используя в комментариях сочетание «nigga house».
В примерно в 250 последних комментариях эти слова встречаются 64 раза. Таким образом, контекстно-зависимый поиск Google продолжает выдавать данный результат поиска.
Результаты поиска также зависят от контекста, в котором упоминаются то или иное название, места нахождения пользователя, региона, на котором открыты карты в момент поиска (Google просто ищет ближайшее по местоположению совпадение). Таким образом, для получения более или менее «чистого» результата необходимо открыть карты в масштабе всего мира.
Тем не менее часть бранных и оскорбительных запросов однозначно проассоциирована с единственным объектом на карте. Часто это именно университеты и другие учебные заведения, так как их аудитория — это молодые люди, склонные употреблять бранные выражения и неполиткорректные высказывания. Часть географических соответствий связана с уникальными бранными словами, имеющими хождение в соответствующем комьюнити, или с проявлением раздражения низким уровнем оказанного сервиса, политических взглядов и т.д.
Так, Московский Кремль проассоциирован сразу с несколькими оскорбительными и бранными выражениями. Страница этого объекта также содержит большое количество отзывов, в том числе и негативных.
Несмотря на то что причиной «конфуза» с Белым домом является контент, генерированный пользователями, прежде всего англоговорящими, реакция американских граждан однозначна: «Заблокировать!» и устранить саму возможность добавления подобного контента на карты. Требования же заблокировать, например, отдельные публикации в социальных сетях со стороны российских государственных органов вызывали критику со стороны США.
Поисковые механизмы Google вновь вытащили на свет проблему расовой нетерпимости, которая ушла в тень благодаря негласному запрету употреблять в обществе некоторые словесные выражения и способы выразить свои мысли. Несмотря на это, сам образ мысли за десятилетия подобной борьбы с расизмом, похоже, изменился далеко не у всех. Интернет и ложное ощущение анонимности и безопасности позволили пользователям высказываться более открыто, что и привело к тому, что некоторые вещи публично были названы так, как их называют «за глаза».
Что с этим делать — большой вопрос. С одной стороны, поощрение или даже игнорирование бытового расизма может привести к очень печальным последствиям.
С другой стороны, интернет является не только универсальной коммуникационной средой, но и средством накопления и анализа информации, больших данных, которые могут предупредить об опасности и дать ответы на многие сложные вопросы. Затруднение коммуникации негативно отразится и на уровне осведомленности общества о проблемах.
Проблема подобных проявлений лежит не в области самих веб-сервисов с генерацией пользовательского контента, а в области модерации, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не последний такой случай. Интернет-компании пытаются делегировать эту задачу алгоритмам, но последние не способны расшифровать социальный, культурный и другие контексты, понятные лишь человеку, а никаких человеческих ресурсов на подобную модерацию не хватит. Таким образом, возможно, лучшим ответом будет более спокойное восприятие таких инцидентов и работа с ними в штатном режиме.
Алексей Короткин