Госдума ответит на американские IT-санкции против Крыма

Комиссия Государственной Думы РФ по развитию стратегических информационных систем в четверг, 19 марта, решила внести поправки в законопроект о мерах по импортозамещению в сфере информационных технологий (IT).

Поправки будут касаться введения законодательных ограничений участия в государственных закупках на территории России тех поставщиков IT-продукции и услуг, которые подчиняются указу президента США Барака Обамы от 19 декабря 2014 г. и решению Совета Евросоюза от 19 декабря 2014 г., запрещающих поставки в Крым.

Комиссия оценила прекращение рядом зарубежных компаний продаж своей продукции в Крыму как дискриминацию потребителей по территориальному признаку.

Ответственный секретарь комиссии Андрей Черногоров заявил ComNews: "Возникает ситуация, когда в двух субъектах РФ отельные поставщики не имеют возможности предлагать свои решения и оказывать услуги. Необходимо внести в разработанный ранее проект закона поправки, ограничивающие участие в госзакупках таких организаций".

По словам Черногорова, ограничения для компаний, подчиняющихся американскому эмбарго, предполагается установить, внеся в закон обязательное требование о включении в условия конкурсов положения об обязанности исполнителя госконтракта осуществлять поставки продукции и услуг на всей территории РФ без исключения. В случае закрепления этого требования на законодательном уровне, поддерживающие эмбарго против Крыма компании просто не смогут участвовать в российских госзакупках.

Предлагаемые поправки к закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гласят, что "при закупке работ и услуг по разработке компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг в данной области и других сопутствующих услуг, при закупке работ и услуг в области информационных технологий, информации и связи, а также при закупке лицензий на программное обеспечение,  устанавливаются требования по использованию результата таких работ, услуг на всей территории Российской Федерации".

А закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предлагается дополнить положением: "При закупке заказчик обязан установить требование по возможности использования результата работ и услуг по разработке компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг в данной области и других сопутствующих услуг, при закупке работ и услуг в области информационных технологий, информации и связи, а также при закупке лицензий на программное обеспечение, на всей территории Российской Федерации".

Комиссия подержала это предложение. Текст законопроекта с соответствующими поправками может быть внесен в Госудуму до конца марта.

По оценке Черногорова, последовательная реализация импортозамещения в IT принесет существенный экономический эффект. В частности, бюджетные расходы могут снизиться на 160 млрд руб. в год за счет закупки российских программных продуктов по справедливым конкурентным ценам и уменьшения операционных расходов вследствие исключения цепочки субподрядчиков иностранных поставщиков. Кроме того, вырастут на 125 млрд руб. поступления в российский бюджет так как лицензионные отчисления за использование программного обеспечения будут меньше уходить за рубеж, перенаправляясь отечественным IT-компаниям, платящим налоги в России.

На заседании комиссия рассмотрела материалы, отражающие масштаб поставок иностранными производителями IT-продукции для государственных нужд в России.

Как следует из рейтинга зависимости российских стратегических предприятий, подготовленного Институтом социально-экономической модернизации, в первую двадцатку рейтинга вошли крупнейшие российские компании с очень высоким показателем зависимости (более 900 условных баллов). Рейтинг отражал степень использования компаниями зарубежных IT-систем для планирования ресурсов предприятия и потребности в материалах (ERP, MRP), систем управления жизненным циклом продукции (PLM) и производственными процессами (MES) и других.

По словам директора института социально-экономической модернизации Константина Бакулева: "Рейтинг продемонстрировал чрезвычайно высокую зависимость стратегических предприятий от западных IT. Практически половину первой десятки рейтинга составляют предприятия, непосредственно участвующие в обеспечении обороноспособности страны. Мы практически констатировали факт, что чем крупнее предприятие, тем больше, вопреки своим возможностям выбора продукции IT, объем используемых им зарубежных решений".

Возглавляет рейтинг, с которым ознакомился ComNews, ОАО "НК "Роснефть", с наивысшим показателем – 1000 баллов. За ней следуют ОАО "Газпром", ОАО "Газпром нефть", госкорпорация "Ростехнологии" и ОАО "АК "Транснефть". Один из крупнейших российских операторов связи ОАО "Ростелеком" занимает в рейтинге 8 место.

Вся первая десятка использует, в частности, IT-системы управления предприятия немецкой компании SAP, за исключением "Ростелекома", у которого установлена аналогичная система американской Oracle.

Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова в этой связи обратила внимание, что на российские IT-компании приходится лишь 15% годового объема закупок 22 крупнейших госкомпаний. В то же время, доли американских Hewlett-Packard (HP) и IBM составляют 36% и 30%, соответственно. Что касается SAP и Oracle, то объем их поставок в России для государственного сектора многократно превышает продажи негосударственному сектору. По данным Усковой, на госсектор приходится до 70% выручки этих компаний в России. Это же касается и Microsoft.

Комиссия Госдумы по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям согласовала проект закона о преференциях отечественным производителям IT-продукции в октябре 2014 г. Проект предполагает внесение дополнений в законы "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно законопроекту, нельзя допускать к конкурсам на госзакупки импортную IT-продукцию, если на рынке есть два и более аналогичных российских продуктов. Кроме того, предлагается при госзаказе импортного продукта, имеющего единственный отечественный аналог, проводить обязательный публичный аудит решения о закупке с привлечением соответствующих ведомств в рамках их компетенций.

Одно из основных положений законопроекта - определение отечественного IT-производителя и отечественной IT-продукции. Производителем российского IT-продукта предлагается считать компанию, зарегистрированную и платящую налоги в России, при условии, что более 50% в ней принадлежат российским государственным структурам, госкомпаниям или гражданам России, не имеющим двойного гражданства.

Продукция IT будет признана отечественной, если выпущена российским производителем и не требует более 30% лицензионных отчислений зарубежным правообладателям за ее использование.

Президент некоммерческого партнерства (НП) "Руссофт" Валентин Макаров считает, что разработанный комиссией Госдумы законопроект, как и представленные Минкомсвязи в правительство предложения по поддержке российских IT-производителей, направлен на то, чтобы оказать давление на госзаказчиков IT-продукции.

"Снизить долю зарубежной IT-продукции в госзакупках вполне реально. Уже есть большие заделы отечественных решений для нефтегазовой, банковской и других отраслей. Успех этого дела зависит от того, насколько оперативно крупные госкомпании будут обновлять используемое ими программное обеспечение", - сказал Макаров.

По мнению Макарова, уже в первый год после принятия мер по обеспечению преференций при госзакупках, долю отечественной IT-продукции в госзаказе можно увеличить на 10 п.п., а со временем соотношение импортного и отечественного IT продукта вполне способно установиться на уровне 50:50.

Президент Фонда информационной демократии Илья Массух назвал в принципе правильной инициативу установления обязанности поставок IT-продукции для госнужд на всю территорию России В то же время, он считает необходимым уточнить формулировки субъектов этой обязанности.

"В 99% случаев в конкурсах на госзакупки участвуют не сами зарубежные производители, а их российские дилеры. Поэтому требование обязательных поставок по всей России должно адресоваться именно к производителям. В противном случае пострадать от нарушения либо американского эмбарго, либо российского законодательства могут не американские или европейские компании, а их российские партнеры. Достигнуть необходимого эффекта можно, если потребовать от зарубежных производителей при авторизации российских дилеров предоставлять им право поставлять продукцию в любую точку России", - сказал Массух.

Декабрьским указом Обамы и решением Евросоюза запрещаются новые инвестиции в Крым и экспорт, реэкспорт, продажу и поставки товаров, услуг и технологий из США и стран Евросоюза в Крым. Кроме того, запрещаются деловые связи с компаниями, которые контролируются жителями Крыма.

После этого о прекращении поставок в Крым объявили ряд компаний, среди которых Apple, Dell, Hewlett-Packard и другие. Кроме того, прекратили предоставлять услуги пользователям в Крыму компания по интернет-торговле eBay и принадлежащий ей платежный сервис PayPal, а также некоторые другие интернет-сервисы, включая рекламные площадки AdWords и AdSense компании Google и интернет-магазины Apple App Store, Mac App Store и Google Play.

Игорь Агапов

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Оборудование, ПО, Регулирование

Ключевые слова: регулирование