О том, что ХКФ-банк запускает новое направление в сегменте розничного кредитования, "Ъ" рассказали в самом банке. Продукт подразумевает открытие кредитных линий на оплату услуг сотовой связи: после подписания с заемщиком банка соответствующего договора средства будут списываться с кредитной карты клиента. Так же, как и по кредитной карте, в первое время использования средств будет действовать грейс-период (до 51 дня), в течение которого не начисляются проценты за пользование ссудой. По истечении этого срока стоимость кредита составит от 24,9 до 34,9% годовых. Проект в пилотном режиме будет реализован в ряде регионов России и будет распространяться на абонентов "Вымпелкома". Впоследствии география распространения услуг может быть расширена, так же как и число сотовых операторов.
Сейчас сотовые операторы предоставляют услуги сотовой связи с постоплатной системой за собственный счет. "Вымпелком" (работает под брендом "Билайн") позволяет клиентам пользоваться услугами при отрицательном балансе на счете до 30 дней, по истечении которых сумма долга увеличивается на 0,2% в день (соответствует 73% годовых). Компании "Мегафон" и МТС не взимают процентов, определяя размер отрицательного лимита. По словам опрошенных "Ъ" представителей "Мегафона" и МТС, целесообразность сотрудничества с банками в кредитовании клиентов неочевидна. Как пояснила "Ъ" пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева, пока тарифный план для клиентов ХКФ-банка является одним из пунктов бонусной программы "Вымпелкома". "Решение о запуске подобных сервисов с другими банками будет принято лишь по итогам оценки данного проекта",— отметили в компании.
Впрочем, эксперты указывают, что сотрудничество банков и сотовых операторов может оказаться выгодным для обеих сторон. Для банка это инструмент расширения кредитного портфеля и клиентской базы, указывает вице-президент СМП-банка Елена Дворовых. Для сотовых операторов — возможность снизить объем дебиторской задолженности, добавляет аналитик "ВТБ Капитала" Виктор Климович. Официальных данных о размере просроченных платежей операторы не раскрывают, однако, по оценкам господина Климовича, их уровень составляет до 3% от месячного оборота кредитных абонентов. Впрочем, по словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, сейчас лишь 6% абонентов сотовых операторов оплачивают услуги связи по окончании грейс-периода. "Так что едва ли банк сможет существенно заработать, предлагая такие услуги",— указывает господин Муртазин. Однако, отмечает господин Климович, операторам выгодно не приостанавливать предоставление клиенту услуг: ведь когда номер абонента заблокирован, оператор лишается возможности заработать.
На фоне ужесточившейся конкуренции на банковском рынке участники рынка заинтересованы в том, чтобы выстраивать с клиентом долгосрочные отношения, предоставляя им доступ к максимальному количеству услуг, указывает начальник департамента розничных продаж банка "Открытие" Евгений Стародубцев. ХКФ-банк, будучи одним из лидеров рынка потребительского кредитования, выстраивает таким образом лояльную клиентскую базу в традиционном для себя сегменте в ситуации, когда сектор традиционных банковских услуг осваивают крупные универсальные банки.
Василий Нантай, Инна Ерохина