Такой тренд, как всеобщее слияние и поглощение гигантами телеком-рынка более мелких игроков, стал одним из ключевых вопросов, обсуждаемых на пресс-конференции. По мнению участников мероприятия, несколько лет назад в Петербурге сложился уникальный рынок, когда альтернативные операторы предлагали своим клиентам качественные телеком-услуги, при этом зачастую самые низкие по стоимости во всей РФ. К концу 2010 года ситуация кардинально изменилась. Причиной тому стала активная экспансия сотовых операторов «большой тройки», в том числе и на рынке фиксированной связи Петербурга. Сложилась ситуация, когда более 80 % клиентов было поглощено крупнейшими федеральными игроками. Доля альтернативных операторов сократилась до 20-15 %, поскольку компании «Петерстар», «Метроком», «Северен Телеком», «ЛАНК Телеком», «Элтел» были приобретены игроками «большой тройки» и СЗТ.
Спикеры обсуждают рынок связи в Петербурге
По словам участников мероприятия, еще в 2008 году в отрасли не было слияний, а основная доля рынка в 80-85 % находилась у альтернативных операторов связи, и их услуги были удобнее для корпоративных клиентов. Значительным минусом тенденции слияния и поглощения является тяжелый процесс объединения компаний, который, по приблизительным расчетам, занимает почти один год. А этого времени достаточно для того, чтобы конкурентные операторы могли активизироваться и забрать значительную часть абонентской базы. Директор аналитического агентства «Неделя сотовых технологий» Денис Кусков полагает, что в среднесрочной перспективе около 5 % корпоративных клиентов перетекут от игроков «большой тройки», что с учетом их уровня составит существенную нишу рынка. Генеральный директор «Комлинк Телеком» Денис Крамаренко уверен в наличии конкурентных преимуществ у альтернативных операторов. «Альтернативные операторы, такие как «Комлинк Телеком», в настоящих условиях будут способны предложить уникальный пакет услуг, учитывающий особые потребности абонента. В этом и будет заключаться основное конкурентное преимущество «Комлинк Телеком», а также других альтернативных операторов связи перед «большой тройкой», – отметил Денис Крамаренко.
Генеральный директор «Комлинк Телеком» Денис Крамаренко
По мнению участников мероприятия, развитие телеком-отрасли в последнее время было несущественным. Практически весь спектр услуг, сервисов и проч., который существует сейчас, существовал уже и в конце 2008 года. «Несмотря на то что по некоторым направлениям выросло проникновение и где-то снизились цены, принципиального шага вперед на рынке не было. Эта ситуация аналогична общему положению российской экономики. Тенденция, в которой мы сейчас полностью уверены, – возвращение клиентов к альтернативным операторам», – утверждает Денис Крамаренко.
Как прогнозирует «Комлинк Телеком», доля поглощаемых операторов будет продолжать расти. Однако сама компания никаких сделок по слиянию с крупными игроками не планирует. Хотя в то же время Денис Крамаренко не исключает возможности приобретения более мелких игроков рынка, инфраструктура и клиентская база которых будут интересны компании.
Кроме того, оператора уже не обошли стороной изменения на рынке связи. В первую очередь в компании появилась новая команда, частично сформированная и из бывших участников «большой тройки», оказавшихся «за бортом» при слияниях и поглощениях. В частности, это бывшие сотрудники компаний «ЛАНК Телеком», «ПетерСтар», «Комстар» «Северен-Хоум», «Элтел» и проч. Таким образом, в «Комлинк Телеком» сменился директор, технический директор, директор по персоналу, финансовый директор, открыта вакансия коммерческого директора. В коммерческом департаменте более 50 % новых сотрудников. Всего на данный момент в компании работает порядка 60-70 человек.
Структурные и качественные изменения касаются практически всех направлений деятельности «Комлинк Телеком», но в первую очередь развития сети, маркетинговой политики и политики продаж. Уже сейчас оператор запускает предложение «Плати только за Интернет», направленное на малый и средний бизнес. «Это пакетное предложение, включающее доступ в Интернет, интеллектуальную телефонию, с широким набором дополнительных сервисов, интеллектуальный факс, а также красивые номера, в рамках которого каждый клиент сможет найти интересный для себя вариант», – пояснил Денис Крамаренко.
Изменения коснутся и модернизации сети оператора. Только в первом квартале 2011 года будут инвестированы 10 млн рублей на усиление ядра сети и подключение новых крупных клиентов. Г-н Крамаренко обозначил стратегические приоритеты компании: во-первых, создание дополнительной ценности услуг для потребителя, во-вторых, запуск уникальных услуг, позволяющих оператору стать лидером по приросту клиентской базы, а также усиление персонального подхода на всех стадиях взаимодействия и обслуживания клиентов. «Мы не гонимся за долями рынка, мы стремимся к созданию лучшего выбора для клиентов. Возможно, для этого потребуется изменить модель бизнеса как таковую», – резюмирует Денис Крамаренко.
Напомним, что компания «Комлинк Телеком» работает на телекоммуникационном рынке Петербурга с 2001 года. Основным направлением ее деятельности является предоставление услуг фиксированной связи для бизнеса. Абонентская база – около 1 тыс. клиентов. Протяженность оптоволоконного кабеля на территории Петербурга – более 500 км, общая емкость «Комлинк Телеком» в коде 812 составляет 6500 номеров. У компании 15 районных узлов доступа и собственный дата-центр. Магистральная сеть связи построена на NGN (Next Generation Network – сеть следующего поколения, реализующая принцип конвергенции услуг связи).
В 2010 году оператор «Комлинк Телеком» был намерен приступить к строительству WiMax-сети в Ленинградской области, однако потом изменил решение в связи со сложной экономической ситуацией в стране (подробнее см. новость раздела
«Комлинк Телеком» от 14 января 2010 г. и новость раздела
«Комлинк Телеком» от 14 мая 2010 г.). Также одним из прошлогодних внутренних проектов оператора стала реструктуризация компании (см. новость раздела
«Комлинк Телеком» от 23 апреля 2010 г.).