И взлетим, и поплаваем: на развитие беспилотников потратят больше 800 млрд

На развитие беспилотных видов транспорта и на подготовку инфраструктуры для них до 2030 года потребуется 490 млрд рублей из казны и 348 млрд внебюджетных средств. Об этом говорится в проекте паспорта федпроекта «Инфраструктура беспилотных и подключенных транспортных средств», разработанного Минтрансом (есть в распоряжении «Известий»). В целом документ предполагает развитие автоматизированного авто-, железнодорожного, воздушного и водного транспорта — например, переоборудование ЦКАД под автомобили с таким управлением, запуск интеллектуальных поездов на Московском центральном кольце и создание специальных зон для беспилотных самолетов. В Минтрансе разработку проекта подтвердили, а эксперты спрогнозировали позитивные социально-экономические эффекты от его реализации.

Больше инфраструктуры

Федпроект, подготовленный Минтрансом, состоит из пяти блоков, следует из документа. Первый из них — «Создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного автомобильного транспорта». Под нововведение попадет несколько федеральных дорог, в частности, Москва–Санкт-Петербург, ЦКАД и М12. На их переоборудование, а также создание цифровых двойников, необходимых для запуска беспилотников, потребуется более 379 млрд рублей. Кроме того, свыше 155 млрд рублей планируется потратить на сеть зарядных и заправочных станций для автомобилей на автоматическом управлении.

Второе направление федпроекта — «Создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного железнодорожного транспорта». Самое дорогое мероприятие в его рамках — организация движения поездов без участия машиниста на Московском центральном кольце и полигонах транспортного коридора Запад–Восток, которая потребует 94 млрд рублей в период с 2024 по 2030 год. Почти 46 млрд рублей понадобится для программы «Цифровой сортировочный комплекс», которая должна будет обеспечить готовность 26 приоритетных железнодорожных станций и 120 грузовых к движению тяглового подвижного состава без участия машиниста. Кроме того, 26 млрд рублей планируется направить на внедрение робототехнических комплексов для обслуживания поездов на сортировочных станциях, а 24 млрд — на единую систему диагностики подвижного состава для перехода к «безлюдным» технологиям работы.

Следующий блок в рамках федпроекта направлен на инфраструктуру для авиационного транспорта. При этом его финансирование намного более скромное, чем будет выделено на первые два направления. Так, на разворачивание систем информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов направят более 5 млрд, три из которых обеспечат из внебюджетных источников. А на пилотные зоны, где будут тестироваться технологии для интеграции таких судов в единое воздушное пространство, потратят 1,4 млрд рублей.

Четвертым направлением федпроекта стало создание инфраструктуры для беспилотного и подключенного водного транспорта, а также роботизации портов. В его рамках планируется ввести в эксплуатацию цифровые платформы администрации внутренних водных путей (это потребует 1 млрд рублей из федерального бюджета), запустить безэкипажные суда технического флота (700 млн рублей) и разработать «виртуального помощника» для дистанционно управляемых судов.

Пятым и последним блоком федпроекта числится создание нормативно-правовой базы, а именно условий и национальных стандартов, которые обеспечат легальность, безопасность и эффективность перевозок пассажиров и грузов беспилотным транспортом. На это потратят 1,2 млрд рублей, говорится в документе.

В целом федпроект потребует 839 млрд рублей до 2030 года, следует из паспорта. Более 490 из них будут потрачены из федеральной казны, а 348 млрд — из внебюджетных источников.

Необходимая инвестиция

В Минтрансе «Известиям» подтвердили, что разработали проект паспорта федпроекта по созданию инфраструктуры для беспилотников на всех видах транспорта. Там заявили, что инициативы в этой сфере были подготовлены и для фронтальной стратегии социально-экономического развития. В частности, речь о проектах «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение» и «Беспилотная аэродоставка грузов (Аэротакси)».

— Стоит отметить, что в качестве приоритетной модели реализации инициатив, связанных с развитием беспилотных транспортных средств, рассматривается государственно-частное партнерство. При этом предполагается, что объемы финансовых вложений со стороны государства будут не меньше, чем объемы привлекаемых внебюджетных средств, — сообщили в ведомстве.

В пресс-службе РЖД заявили, что ведут разработку сразу нескольких проектов беспилотных железнодорожных транспортных средств. Так, на станции Лужская (в Ленинградской области) с 2015 года проводятся работы по интеграции интеллектуальных систем технического зрения с системами управления локомотивами. А с 2017 года автоматикой оснащают электропоезда «Ласточка», и два состава уже оборудованы таким образом. В результате они способны самостоятельно управлять движением и остановкой, но по-прежнему требуют участия человека в закрытии/открытии дверей и управлении при нештатных ситуациях. В будущем применение системы автоматического управления электропоездами позволит сократить межпоездные интервалы до трех минут и менее, сообщили в РЖД.

Внедрение автономных транспортных средств приведет к значимым социально-экономическим эффектам, уверена вице-президент ЦСР Татьяна Горовая. В первую очередь, снизится себестоимость перевозок за счет сокращения расходов на топливо и страхование, а также увеличения скорости транспортировки. Во-вторых, уменьшится аварийность и повысится экологичность перевозок, а кроме того, в будущем снизятся затраты на строительство и эксплуатацию дорог.

Развитием инфраструктуры, особенно на начальном этапе становления какой-либо технологии, должно заниматься именно государство, уверен директор группы корпоративный рейтингов агентства НКР Александр Шураков. А, когда она будет создана, то станет фундаментом, на котором частные компании будут развивать этот сектор экономики.

Екатерина Виноградова

Тематики: Инновации

Ключевые слова: беспилотники, ИТ в транспорте