Как стало известно, несколько крупных российских компаний, занимающихся системной интеграцией, готовятся расширить формы импортозамещения и внедрить новое направление поддержки, которое можно рассматривать как временная, «цивилизованная» опора для компаний, ранее внедривших крупные иностранные программные решения, а теперь оказавшиеся перед угрозой его остановки.
Новый подход предлагает отказаться от «экстренной» замены иностранного софта на фактически неподготовленный российский продукт, который далеко не всегда удовлетворяет требованиям российского заказчика. Для него более целесообразно временно продолжать работать СС прежней программной системой, пока создается полноценный аналог, а не делать сомнительный выбор под давлением формальных требований.
Новый путь заключается в том, что между производителем иностранного софта и российским заказчиком появляется отечественный интегратор, на которого ложится задача предоставления необходимого уровня поддержки. Он берет на себя также обязательства по доработке и сопровождению софта иностранного производителя.
В результате, формируется продуктовая ниша, емкость которой, по оценкам экспертов, составляет не менее 1 млрд руб. Новая ниша интересна не только компаниям-интеграторам, которые смогут получать там прибыль. Ее появление приветствуют также компании-заказчики, которые заинтересованы в обеспечении стабильной работы крупных промышленных систем, которые уже запущены в их инфраструктуре и являются важной частью бизнес-модели.
Эта ниша рассматривается как временная. Она будет существовать до тех пор, пока отечественные разработчики будут создавать российские аналоги для иностранного софта. После этого продажи и поддержка зарубежных аналогов станет избыточной.
Первые интеграторы «импортозамещения» иностранного софта
Первыми, кто заявил о готовности предоставлять новую услугу, стали российские компании Sitronics Group (дочерняя компания АФК «Система») и «Группа Т1» (ранее носившая название «Техносерв»). В интервью изданию “Ъ”, они сообщили, что планируют занять нишу поддержки зарубежного системного ПО. В качестве примера названы компании SAP и Oracle, которые ушли с российского рынка, но их продукты продолжают работать в России и требуют технического обслуживания.
Как заявил в интервью “Ъ” Николай Пожидаев, президент Sitronics Group: «Сами решения лежат в основе бизнес-процессов предприятий, и их замена на отечественный софт - дело длинной перспективы». Исходя из этого, в «Группе Т1» уже ведется набор специалистов, ранее работавших в SAP и Oracle. Они уже имеют необходимую квалификацию и прошли сертификацию, что позволяет интеграторам сразу начать предоставлять профессиональные услуги.
Реакция иностранных вендоров на «цивилизованное» импортозамещение
Помимо иностранных компаний SAP (Германия) и Oracle (США), которые объявили 3 марта о своем решении «заморозки операционной деятельности» (ухода) с российского рынка в знак протеста против военных действий РФ на Украине, в этом списке значится также корпорация Microsoft. В то же время “Ъ” сообщает, что на российском IT-рынке пока не встречались запросы на поддержку продуктов американской корпорации. Вполне возможно, что ситуация может измениться в будущем.
Официальные представители российских подразделений SAP и Oracle пока воздерживались от дачи любых комментариев. В то же время “Ъ” сообщает, что имеет информацию от анонимного источника, близкого к Oracle. Тот рассказал о состоянии дел в российском представительстве Oracle. С его слов, в настоящее время все российские сотрудники отключены от корпоративных систем Oracle и не имеют доступа к ним. «Ясности нет, все ждут увольнения. Компания парализовала себя в РФ».
Другой анонимный источник, близкий к SAP, сообщил, что «поддержка продуктов работает для тех заказчиков, которые не под санкциями». Известно, что внутри SAP уже обсуждался вопрос об отделении российского представительства от головной компании с созданием самостоятельного юридического лица. Рассматривалась возможность передачи прав на оказание услуг технической поддержки продуктов SAP. «Решения по этому вопросу еще не принято».
Крупные заказчики готовы платить много
Если бы речь шла о небольших компаниях, то новое направление, связанное с поддержкой в России иностранного софта, вряд ли возникло. Но для крупных игроков дела обстоят иначе. Известно, что выручка российских компаний, представляющих в РФ права на продукты SAP - САП СНГ и «САП Лабс», составила в 2021 году 38,5 млрд руб. при чистой прибыли 2,1 млрд руб. (по данным TAdviser).
В числе крупнейших российских заказчиков SAP значатся «Газпром», ЛУКОЙЛ и другие корпорации и госорганы. Они используют продукты SAP по управлению предприятиями и базы данных. Прибыль таких размеров удерживает иностранных вендров. Поэтому они будут искать пути для сохранения доходов.
Рынок развивается динамически
«Цивилизованная» поддержка российскими компания иностранного софта не является отказом от политики импортозамещения. Постепенно на российском рынке будут появляться российские аналоги. Они будут удовлетворять всем потребностям российского рынка.
Однако для достижения нового уровня развития отечественного софта необходимо время. Поэтому появление технического переходного периода, который продлится ближайшие пару лет, неизбежно. Как заявил Евгений Суржиков, руководитель отдела развития управляемых сервисов Softline, в течение этого периода техническая поддержка продуктов SAP, Oracle и Microsoft будет востребована.
Размеры нового сегмента рынка оценил Никита Андреянов, технический директор Crosstech Solutions Group. По его мнению, «в текущих реалиях это направление рынка может занять долю до 10–15% IT-рынка».
Необходимость поддержки подтвердил также Владимир Вертоградов, управляющий директор «Норбит» (группа «Ланит»). По его мнению, «никто не может гарантировать безопасность формата, если возникнут потери данных, финансовой информации и т.д.». Эти риски из-за отсутствия поддержки правообладателя должны быть устранены, считает он.