Инновационный полет - нормальный. Петербургский производитель авиатренажеров осваивает новые направления

Петербургский разработчик авиасимуляторов FlightStudio Technology продолжает производить профессиональные тренажеры, ориентированные на учебные центры авиакомпаний, а также осваивает новое направление – сборку авиатренажеров «хобби-класса». В настоящее время оба этих направления позиционируются как в равной степени важные для игрока. Так, за 2008 год было продано 8 «хобби симуляторов» различной комплектации и еще большее число отдельных комплектующих.

Петербургская компания FlightStudio Technology разрабатывает и поставляет на российский и зарубежный рынки продукты и услуги для создания авиасимуляторов различных уровней сложности: как отдельные компоненты, так и полные, готовые решения для симуляторов самолетов А 320, В737, С172, R22/44. Также компания предлагает программные решения для подключения компонентов и конвертации данных при помощи программного модуля собственной разработки FSVC, который позволяет подключать оборудование для MSFS (Microsoft Flight Simulator - серия гражданских авиасимуляторов, в свое время выпускаемая корпорацией Microsoft) к другим симуляторам, конвертировать переменные из одного симулятора в другой.


 
Симулятор Boeing 737

Днем рождения компании считается 20 ноября 2004 года, когда FlightStudioTechnology приобрела тот вид, в котором она существует сегодня. Основателем компании является ее президент Константин Бирюков. «В начале 2000-х годов шел бурный подъем перевозок в российской авиации, и российские авиакомпании начали активно закупать иностранную технику. Им понадобились пилоты, которые имели бы допуск к полетам на таких самолетах, а российские учебные центры не имели возможности приобрести современные тренажеры западных самолетов, потому как пошлины на ввоз такого оборудования повышали его и так не малую цену почти в два раза. Авиакомпании были вынуждены тратить огромные деньги на подготовку пилотов за границей. «Монстры» российской тренажерной индустрии не сумели быстро перестроится под новые задачи. Благодаря такой ситуации Константину Викторовичу пришла идея создания нашей компании. Таким образом, мы стали первой российской компанией, производящей тренажеры иностранной техники в России и на территории СНГ. Только сейчас, смотря на наш опыт, начинают появляться отечественные компании-конкуренты», - рассказывает главный менеджер FlightStudioTechnology Андрей Плескач.

Производство FlightStudioTechnology состоит из двух площадок. Одна находится на территории одного из Петербургских заводов, там происходит изготовление не электронных компонентов. Вторая, расположенная рядом с офисом компании - это сборочная, объединенная с конструкторской и электронной площадками. Все «железо» и большую часть программного обеспечения компания производит самостоятельно. В ее штате работают конструкторы многих направлений, программисты, электронщики. Те, кому это необходимо, имеют авиационное образование. «Набор в компании в принципе не прекращается, мы развиваемся, и нам нужны новые люди с новыми идеями. В авиацию случайные люди попадают редко, они все, в той или иной степени, «больны небом». А определить, так это или не так - задача наших кадровиков. Сейчас в компании специалистов, в той или иной степени занятых изготовлением и проектированием, более 20-ти человек», - говорит Андрей Плескач.

Системы и компоненты разработчика могут использоваться как в домашних кокпитах, так и в обучающих комплексах и приложениях. Поскольку компания создавалась для работы с профессиональными тренажерами, то долгое время именное это направление было основным. Для профессионалов FlightStudioTechnology предлагает авиационные тренажеры самолетов семейств Boeing737NG, и Airbus A320 класса FNPT, уровней I, II, в соответствии с JAR-STD-3A. Отметим, что презентация тренажера Boeing737NG состоялась в декабре 2007 года, до этого с года основания компании велось проектирование и изготовление тренажера. Это был первый тренажер самолета иностранного производства, полностью изготовленный в России. Решение начать именно с этой модели было основано на изучении рынка. Сейчас тренажер Boeing737NG работает, например, в тренажерном центре Академии Гражданской авиации, где был установлен в августе 2008 года.

Как сообщается на сейте игрока, тренажеры FlightStudioTechnology позволяют выполнить перелет практически на любой аэродром, существующий в реальном мире, реализованный с той или иной степенью детализации. Для этого компания предлагает также разработку сценариев аэродромов. Тренажер может выполнять имитацию отказов систем самолета, для управления отказами в нем предусмотрено место инструктора, который может контролировать пространственное положение самолета, навигацию, системы, загрузку самолета, местоположение, погодные условия, время суток. Предусмотрены инструменты и для работы диспетчера. Тренажер может имитировать опасное сближение самолетов и работу системы TCAS. Также разработчик предлагает симуляторы легких самолетов Сessna класса FFS уровня I. В данный момент FlightStudioTechnology ведет разработку тренажера класса FNPT уровня II, самолета Boeing 767, а при желании заказчика готова начать разработку тренажеров других типов самолетов.


 
Реплика кабины и панели консоли  Robinson R22 и R44.

Помимо авиатренажеров, компания разрабатывает для профессионалов диспетчерские пульты как на одно, так и на два рабочих места. При желании заказчика пульты могут комплектоваться программным обеспечением «Навигатор». Также в пульты может быть встроено любое оборудование, применяемое в центрах организации воздушного движения. Как пояснили в компании, такие пульты используются и для обучения, и для реальной работы, все зависит от установленного в них программного обеспечения. Еще одно предложение FlightStudioTechnology – проекционные системы визуализации. Эти системы позволяют реализовать обзор практически на любой угол, вплоть до 360 градусов, имитировать осадки от слабого дождя до сильного снегопада, практически все виды облачности - от перистых облаков до сплошной облачности, несколько различных слоев, дымку, туман, и.т.д. Все сооружения аэродромов могут иметь реальный вид, есть возможность воссоздать линии ЛЭП, дороги, населенные пункты, реки, озера, лесные массивы, рельеф горных аэродромов, отображать воздушный и наземный трафик аэродромов, смоделировать стаи птиц на полосе и подходах к аэродрому.

Системы FlightStudioTechnology модульные, что позволяет покупателю в будущем добавлять компоненты к приобретенному ранее. Все компоненты подключаются по протоколу USB через модуль FSDI Home (в применении в домашних условиях при подключении небольшого количества компонентов), либо по более профессиональному протоколу LAN через модуль FSDI+ для более расширенных инсталляций (этот модуль применяется при больших объемах оборудования, как правило, при построении полного симулятора под ключ).

С 2007 года FlightStudioTechnology работает и на «хобби рынке». В компании рассказали, что покупателями продукции «хобби-класса» становятся абсолютно разные люди, различных профессий и возраста, в том числе, те, кто «болеет» авиацией, но по ряду причин не попал туда. «В основном они совершают покупки тренажеров для себя, а не для детей, как думают некоторые. Иногда покупателями становятся те, кто хочет сделать необычный подарок, например, мужу. Кстати, приобретение тренажера - это еще и способ избавиться от «аэрофобии», узнав, как и что происходит в кабине. Симуляторы дают неплохое понимание этих процессов. За 2008 год мы продали 8 «хобби симуляторов» различной комплектации, если не считать клиентов, которые приходят за отдельными комплектующими - таких гораздо больше. В основном наши покупатели из Москвы и Петербурга, сказывается уровень развитости и финансовых возможностей этих городов, но есть клиенты и из Сибири. С заграницей работаем реже, там компаний, предлагающих подобные системы, больше, хотя они, в отличие от нас, предлагают комплектующие, а не готовые решения», - сообщают в FlightStudioTechnology.

Что касается цен, то FlightStudioTechnology позиционирует индивидуальный подход к клиентам, будь то учебный центр или покупатель с рынка «хобби». «Модульность наших систем позволяет подобрать ту или иную комплектацию, которая уложится в бюджет покупателя и будет соответствовать его задачам. В сегменте «хобби» стоимость может начинаться с нескольких тысяч евро и заканчиваться несколькими сотнями тысяч евро. Это уже будет практически полноценный симулятор кабины, он будет выглядеть как тренажер для авиакомпании. Конечно, там будет многое упрощено, но непрофессионал не почувствует этого. Для профессионального рынка порядок цен уже другой, скажем так, низшая планка будет соответствовать середине сегмента «хобби». Да, это не дешево, но тренажеры - это не удовольствие, по крайней мере, для авиакомпаний, это безопасность полетов. Эти расходы окупят себя. Конечно, далеко не все авиакомпании имеют свои учебные центры и могут себе позволить тренажеры, но спрос есть. Приходят новые самолеты, а значит, нужно обучать пилотов», - рассказывает Андрей Плескач.

В FlightStudioTechnology полагают, что в России у компании пока практически нет конкурентов в том сегменте, который она занимает. «У российских компаний, производящих тренажеры, другие задачи и возможности. На рынке мы с ними не пересекаемся. Они ориентированы на российские самолеты, и только сейчас разрабатывают тренажеры иностранной техники, но и это другие типы самолетов, тренажеры которых мы не выпускаем. При этом принципиальной разницы в наших тренажерах и аналогичном оборудовании других производителей нет, и на тех, и на других тренажерах можно успешно обучать пилотов», - поясняет Андрей Плескач.

В планах компании - увеличение ассортимента предлагаемой продукции для уже производимых моделей кокпитов и разработка новых.

Напомним, что разработкой тренажеров различной техники, в том числе и авиа-симуляторов, занимается также петербургская компания «Транзас» (о работе этого игрока см., например, новость раздела «Оборудование» от 12 декабря 2008 г. и новость раздела «Оборудование» от 24 января 2008 г.). Напомним также, одним из новых для «Транзаса» направлений являются высокотехнологичные разработки в области инновационных форм образовательных программ и организации досуга населения (образовательные и развлекательные комплексы «Транс-Форс»). FlightStudioTechnology также имеет опыт организации мест общественного доступа к авиа-тренажерам. Сейчас эта программа приостановлена, но специалисты разработчика обещают в ближайшем будущем снова ее открыть. В отличие от «ТрансФорс», проект FlightStudioTechnology ориентирован не на развлечения и массовость, а на любителей авиации, которые приглашались на сборочную площадку компании и получали возможность управлять тренажером.

Отметим, что разработки FlightStudioTechnology можно увидеть на различных выставках. Например, в 2008 году эта компания стала одним из крупнейших участников выставки HIT. Тогда FlightStudioTechnology представила пилотажный тренажер самолета Boeing 737 NG (см. новость раздела «Маркетинг» от 1 декабря 2009 г.). В сентябре 2009 года FlightStudio примет участие в Международном авиационно-космическом салоне, на котором представит один из своих тренажеров и ряд компонентов для домашних кокпитов.

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, Оборудование, ПО

Ключевые слова: разработка программного обеспечения, оборудование