Законопроектом № 1076141-7 предлагается внести в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" изменения, предусматривающие создание, эксплуатацию и развитие Роспотребнадзором федеральной информационной системы (ГИС) сведений санитарно-эпидемиологического характера, в которой будет содержаться информация о результатах медицинских освидетельствований и медицинских осмотров иностранных граждан и лиц без гражданства (информационная системы).
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что проект ФЗ подготовлен во исполнение протоколов оперативных совещаний Совета Безопасности РФ от 16 января 2018 г. "О дополнительных мерах по нейтрализации угроз национальной безопасности в миграционной сфере".
Законопроект включен в план законопроектной деятельности правительства РФ на 2020 г., утвержденный распоряжением правительства РФ от 26 декабря 2019 г. № 3205-р. Законопроектом предусматривается, что только государственные и муниципальные медицинские организации вправе проводить медицинские осмотры и медицинские освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на наличие заболевания наркоманией, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, и ВИЧ-инфекции, и выдавать медицинские документы по их результатам.
"Законопроект направлен на предотвращение завоза на территорию РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715… За период 2007 - 2018 гг. прошли медицинское освидетельствование более 21,6 млн иностранных граждан, среди которых выявлено 103 420 больных инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ - инфицированных - 22 534 человека (21,8%), больных туберкулезом - 35 315 человек (34,2%), больных инфекциями передаваемыми половым путем (ИППП) - 45 571 человек (44%). За период 2011 - 2019 гг. принято 24 600 решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Создание и эксплуатация информационной системы позволит оптимизировать проведение мероприятий по раннему выявлению иностранных граждан или лиц без гражданства, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, сократить сроки принятия решений о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации и ускорить депортацию таких лиц", - говорится в пояснительной записке.
Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев отметил, что любые инициативы по цифровизации, созданию централизованных баз данных и развитию электронных услуг приносят не только удобство обслуживания и повышение качества взаимодействия различных органов, но и ведут к новым рискам информационной безопасности. "Чтобы эти риски максимально купировать, необходимо реализовать ряд организационно-технических мероприятий. Подобную базу данных необходимо будет тщательно защищать как от хакеров, так и от внутренних злоумышленников. Кроме того, обязательно надо будет предусмотреть круг мероприятий по предотвращению случайных утечек информации. Защиту информационной системы санитарно-эпидемиологического контроля существенно усложнит то, что данные в ней будут носить крайне привлекательный характер для злоумышленников. Если эти данные утекут, то они, в частности, могут служить удобной основой для мошенничества и шантажа не только иностранных работников, но и их работодателей", - объяснил Андрей Арсентьев.
Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов рассказал, что основная цель внесения в федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" новой ГИС Роспотребнадзора состоит в реализации межведомственного взаимодействия для контроля за трудовой миграцией с целью предотвращения распространения эпидемий.
"Вполне вероятно, что данное изменение понадобилось как ответ на сложности межведомственного взаимодействия в рамках борьбы с пандемией COVID19, - предположил Андрей Шолохов, - но правительство данную ГИС рассматривает в более широком контексте. Стоимость новой ГИС на данном этапе предположить сложно, но в базовом варианте ее разработка и запуск будет стоить от 100 млн руб., если ориентироваться на стоимость похожих систем. Риски утечки данных есть всегда, даже когда информация находится на бумажных носителях или в голове человека, другое дело, что утечки из различных электронных реестров могут быть просто большими по сравнению с другими типами хранения информации. В законе, в частности упоминается, что персональные данные, внесенные в систему, должны полностью подпадать под соответствующие нормативные акты, что, безусловно, увеличивает не только уровень защиты новой ГИС, но и стоимость ее разработки"
Руководитель направления "Цифровые процессы" компании "Крок" Виктор Смирнов высказал мнение о том, почему ГИС решили создавать именно сейчас, спустя три года после протоколов оперативных совещаний Совета Безопасности РФ. У него есть ряд предположений. "Одной из причин активизации работы в этом направлении в глобальном понимании могло послужить начало фиксации и учета медицинских ограничений, обязательств, появившихся в связи с пандемией. Другой мотивацией могло стать развитие общегородского портала КИС ЕМИАС (помимо COVID-19, в ней теперь фиксируются такие заболевания, как грипп и сифилис). Могу предположить, что в перспективе планируется интеграция этих систем. Однако, судя по формулировке законопроекта, планирование создания ГИС началось еще в 2017 г. Возможно, новая ГИС перекроет нужды текущей АИС ОРУИБ, которая охватывает только Москву и Московскую область, и охватит уже всю страну, - комментирует Виктор Смирнов. - Несмотря на то, что четкий круг поставщиков и пользователей в документе не описан, в нем указано требование запроса большого объема информации, которая должна коррелироваться и интегрироваться с данными различных ведомств: запрос информации о трудовой деятельности, информирование органов внутренних дел и задействование органов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения федерального уровня. При таком формате инфраструктура, обучение и сопровождение системы приобретает масштабный государственный характер. К примеру, АИС ОРУИБ установлена и используется врачами-эпидемиологами в каждом медучреждении МО и г. Москвы. То есть охват пользователей очень велик".
Юлия Мельникова