По итогам 2007 года в Петербурге насчитывается 825 тыс. пользователей интернета – такие данные приводит аналитическое агентство J'Son&Partners. Год назад их было всего 631 тыс. – таким образом, рост за год составил более 30%. Под пользователями в данном случае понимают физические подключения, то есть домохозяйства, поэтому отдельных горожан, имеющих доступ, больше.
Например, в семье из трех человек пользоваться одним имеющимся подключением могут два-три члена семьи, в результате более 2 млн горожан имеют доступ в сеть. "В мегаполисе сложно представить себе школьника или студента, которому не нужен интернет для учебы, работающего взрослого, который не хочет узнать деловую или справочную информацию, даже домохозяйка ищет рецепты во всемирной паутине. Получается, что количество пользователей одного абонентской линии определяется только составом семьи каждого абонента", – говорит технический директор компании "ВестКолл" Александр Фрейдкин.
При сохранении нынешних темпов роста аналитики J'Son&Partners ожидают превышение уровня проникновения доступа в интернет 60%-ной отметки через 2 года – таким образом, в городе будет 3 млн пользователей сети. Пределом проникновения участники рынка считают 70–75% населения. В среднем по России уровень проникновения услуги – 27%.
Наибольший рост в 2007 году продемонстрировал широкополосный доступ: по данным J'Son&Partners, число подключений ШПДИ в Петербурге выросло почти в 2 раза – с 273 тыс. до 539 тыс. абонентов. Доля же коммутируемых подключений неуклонно падает – за прошедший год от "диалапа" отказались 72 тыс. абонентов, а к 2011 году, по прогнозам агентства, услуга отомрет почти полностью.
"Сейчас на рынке ШПД идет активная ценовая война, но в данный момент коммутируемый доступ все еще выигрывает по цене, за счет чего и существует. Как только ШПД станет по цене выгоднее чем "диалап", то вопрос решится сам собой, ведь потребитель в первую очередь голосует рублем", – говорят в компании "Зебра Телеком".
"Ситуация с уровнем проникновения доступа во всемирную сеть в Петербурге отражает общую тенденцию на этом рынке в крупных российских городах. Кажется, что конкуренция достигла предела, но провайдеры ищут и находят оригинальные подходы к целевой аудитории. Борьба за клиента постепенно переходит из ценового сегмента в область качества и ассортимента предоставляемых услуг.
Прирост абонентов идет за счет не только Петербурга, но и Ленинградской области. Жители области даже больше, чем петербуржцы, нуждаются в качественном и быстром интернете, ведь выбор у них далеко не такой широк. Рынок Ленобласти для операторов связи представляется очень интересным прежде всего из-за того, что относительно мало освоен – конкуренция среди операторов в пригородах не столь высока", – говорит Александр Фрейдкин.
Илья Шатилин