Обсуждение вопроса готовности кадров к цифровизации в электроэнергетике прошло красной нитью через весь форум по цифровизации энергетики (Digital Energy Forum). Представители отраслевых вузов, энергетических предприятий и ИТ-компаний поделились своим видением того, как нужно обучать новым специальностям и какова оптимальная схема взаимодействия университета и отраслевых компаний.
Директор института автоматики и вычислительной техники НИУ МЭИ (НИУ "Московский энергетический институт") Сергей Вишняков отметил, что исторически институт – кузница кадров не только для энергетики, но и для ИТ-индустрии. "С одной стороны, мы горды востребованностью наших специалистов, поскольку они занимают ведущие места в профессиональных рейтингах среди ИТ-направлений вузов. С другой стороны, студенты зачастую делают выбор в пользу того, что требует меньшего погружения в учебный процесс (не требует изучения термодинамики, сложных нелинейных математических моделей и т.д.)", – отмечает он.
По данным рейтингов работодателей на HeadHunter и SuperJob, на которые ссылается Сергей Вишняков, МЭИ входит в тройку московских вузов по величине средней зарплаты выпускников в сфере ИТ. Большая часть студентов на 3-4 курсах бакалавриата уже работает, а затем покидает "орбиту" МЭИ, сетует он. Соответственно, выпускники вуза в меньшей степени связывают свою дальнейшую карьеру с энергетикой. "Наши студенты востребованы всюду, зачем им учить сложные вещи, связанные с функционированием электро- и теплового оборудования, если они могут получить сопоставимый уровень заработной платы, прикладывая меньшие усилия в других отраслях?", – задается вопросом преподаватель МЭИ.
В качестве попытки решить эту проблему МЭИ запустил ряд программ, которые призваны вовлечь студентов в решение актуальных проблем цифровизации энергетики. "В рамках научной программы "Энергетика" и ее подраздела "Цифровая энергетика", мы привлекаем наших студентов и преподавателей института автоматики и вычислительной техники МЭИ к сотрудничеству с коллегами из других институтов. Наши студенты выступают в качестве разработчиков определенных инструментов, которые необходимы для создания программных или аппаратных средств цифровизации объектов. Этот опыт позволяет привлекать студентов 2-3 курсов к решению актуальных задач цифровизации энергетики, и, таким образом, постепенно воспитывать готовых специалистов, – объясняет Сергей Вишняков. – У нас есть учебная ТЭЦ, которая является хорошим полигоном для применения разных технологий, решений по цифровизации".
За всем этим не стоит забывать про важность фундаментального образования, подчеркивает ректор МЭИ Николай Рогалев. "Фундаментальное образование у нас остается в приоритете, но к нему мы добавляем курсы, которые связаны с быстрыми изменениями в информационно-коммуникационной сфере. Они нужны для того, чтобы у ребят было понимание трендов, изменений, которые происходят, и осознание того, что это происходит быстро и нужно быть восприимчивыми к новому", – отмечает он.
По цифровой энергетике в МЭИ уже есть магистерские программы. Также в вузе действует программа углубленной подготовки бакалавров ЭТАЛОН (Энергия, Талант, Активность, Лидерство, Образование, Наука) для энергетики и инновационной экономики. Кроме того, по словам ректора МЭИ, у вуза есть сотня программ, связанных с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой.
На просьбу из зала сделать сжатый курс подготовки специалистов под нужды бизнеса Николай Рогалев ответил готовностью к диалогу. Он надеется на то, что компаниям удастся сформулировать четкий запрос, и тогда вуз сделает короткую программу для слушателей. При этом ректор МЭИ подчеркнул, что инициатива не должна нести ущерб репутации, поскольку вуз отвечает за качество образования.
В свою очередь сопредседатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Герман Клименко провел параллель с медициной. "В медицине очень быстро готовятся только колдуны. За 3-6 месяцев и недорого – только колдуны. Так же можно и в энергетике, но будет ли потом тепло в домах?!", – вопрошает Герман Клименко.
Генеральный директор НПО "Адаптивные промышленные технологии" Андрей Суворов обращает внимание на востребованность инженеров, которые не просто знают, как устроена киберфизическая система любой промышленной компании, но и умеют данные из нее визуализировать, а также представлять, как они будут влиять на бизнес. "По-хорошему, инженер должен становиться программистом, но не высокого уровня, а тем сотрудником, который может данные интерпретировать, – объясняет он. – Среди руководителей наиболее успешными можно назвать тех людей, которые способны решить задачу коллективно, а не индивидуально ответить правильно на несколько вопросов в своей области". По мнению Андрея Суворова, наиболее востребованными станут те сотрудники, которые смогут работать в постоянно изменяющейся среде.
Директор ООО "Интеллектуальные сети" Максим Никандров со стороны компании, которая создает и внедряет системы информационной безопасности на объектах критически важной инфраструктуры в пору цифровой трансформации, обращает внимание на любопытное явление. "На объектах уже появились сотрудники поколения Z. Например, недавно мы были на атомной станции и создавали одну из систем, а к нам был приставлен молодой инженер. Меня поразило, что таблица адресов АСУ ТП атомной станции у него была на смартфоне в файле, с которым он работал в Google Docs. На мое восклицание по поводу того, что информация непубличная, он ответил резонно: "Зато так удобно! Вот я добавил прибор, а мой коллега все изменения включил, и у меня отобразилось". С такими проявлениями нужно бороться", – призвал Максим Никандров.
В заключение руководитель отдела продвижения компании "Код Безопасности" Павел Коростелёв выделил несколько моментов с точки зрения подготовки кадров в цифровой энергетике. Во-первых, он рекомендовал сделать серьезный упор на коммуникацию. "Исторически в России очень мощная технологическая школа (программисты, математики, физики и др.). Путешествуя по миру видно, что есть очень серьезный провал с точки зрения коммуникации. Люди умеют и знают очень много, но не умеют правильно свои мысли транслировать и доносить", – говорит он. Во-вторых, по его словам, важно более тесно взаимодействовать вузам и бизнесу. "В данный момент предприятия реального сектора экономики сильно оторваны от тех программ, которые даются в вузах", – резюмирует он.
Анна Устинова