Лицензии на телематические услуги связи и услуги для целей кабельного вещания в России, выданные АО «Национальная сеть», аннулированы в декабре 2018 года, следует из данных Kartoteka.ru. Компания перестала развивать проект Kartina.TV, подтвердил “Ъ” гендиректор «Национальной сети» Дмитрий Дмитриенко. «Лицензии сдали, поскольку компания не ведет по ним деятельность. Компания не закрыта, мы думаем, как развиваться дальше, и рассматриваем немного другое медианаправление, без Kartina.TV»,— отметил он.
Kartina.TV больше десяти лет занимается распространением российских телеканалов по технологии ОТТ — главным образом в Германии, а также в других странах, где есть большие российские диаспоры. Смотреть российское ТВ можно по телевизору через приставку или на других устройствах. Компания «Национальная сеть» была создана год назад специально под запуск Kartina.TV в России, рассказывали “Ъ” ее учредители — основатель немецкой Kartina.TV Андрей Рейх (49%) и предприниматель Евгений Ромаскевич (51%), бывший заместитель гендиректора ВВЦ и зять бизнесмена Аркадия Ротенберга. Партнеры собирались заняться дистрибуцией контента в России по той же модели, что и в Германии, и к 2021 году рассчитывали подключить 2 млн абонентов. Предполагалось, что через приложение Kartina.TV можно будет смотреть телеканалы на любом устройстве, и в отличие от остальных ОТТ-сервисов в том числе за границей.
Еще летом источники “Ъ” рассказывали о сложностях в развитии проекта. Евгений Ромаскевич привлек в качестве генерального продюсера проекта Александра Толмацкого, у которого возникли разногласия с Андреем Рейхом, в связи с чем последний отказался от развития компании и проект заморозили, утверждали несколько их знакомых. В самой компании тогда отрицали возможность закрытия.
В пятницу Александр Толмацкий подтвердил “Ъ”, что стороны не договорились. «Процесс был запущен, но все участники вышли из проекта в связи с невозможностью работать с немецкими партнерами. Мы со своей стороны сделали все, что было необходимо, но общение с Андреем Рейхом было очень сложным, и мы решили, что раз на этапе старта все так сложно, то нет смысла продолжать»,— сказал он. По его словам, господин Рейх предоставил бренд Kartina.TV и должен был участвовать в финансировании проекта, но затем отказался; инвестиции со стороны Евгения Ромаскевича были небольшими. Андрей Рейх и Евгений Ромаскевич не ответили на запросы “Ъ”.
Это была уже вторая попытка выхода Kartina.TV в Россию. В 2015 году Андрей Рейх уже создавал компанию с названием «Национальная сеть», но с другими партнерами, в число которых входил один из крупнейших в стране медиахолдингов «Национальная медиагруппа» (НМГ). НМГ вскоре вышла из проекта для развития собственной онлайн-платформы «Витрина ТВ» вместе с крупнейшими телехолдингами.
Проблема Kartina.TV иллюстрирует ситуацию с OTT в России в целом, считает директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев: пока в стране в принципе нет ни одного такого экономически успешного проекта. Все отчеты показывают рост выручки и аудитории, но их не хватает для того, чтобы выйти на прибыль и начать возврат инвестиций, которые подобным проектам требуются в значительных объемах, рассуждает он. Kartina.TV вышла в Россию позже всех, и у нее не было сверхпривлекательного для аудитории предложения контента, а рынок ОТТ в России перегрет ожиданиями и очень конкурентен, констатирует эксперт.
Анна Афанасьева