Санкционное давление на обычных российских пользователей в IT-сфере развивалось постепенно с конца февраля. Сначала некоторые производители заявили о прекращении поставок своей продукции в Россию. Затем исчезла возможность пользоваться Apple Pay и Google Pay с картами Visa и MasterCard. Следующим шагом стало прекращение поддержки карт «Мир» в Apple Pay.
По словам генерального директора Telecom Daily Дениса Кускова, еще в конце февраля мало кто из представителей отрасли верил в реальность большинства подобных решений. Поэтому, по его мнению, в сложившейся ситуации возможны любые риски.
— Но ситуация с ограничением активации купленных в России смартфонов — это другое дело. Покупатель платит за устройство с четко оговоренным набором функций. Попытка снизить их количество может привести к судебным разбирательствам пользователей с вендорами и поставщиками услуг, — отметил Кусков.
В то же время, по информации аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, 31 марта компании-разработчики операционных систем обсудят вопрос — не запретить ли новым покупателям гаджетов на Android и iOS активацию устройства в России.
— Сейчас шансы на такое решение 50 на 50. Важное уточнение — это будут решать не в России, а первые лица компаний на встрече с американскими чиновниками, — заявил эксперт «Известиям».
Другим опрошенным изданием участникам рынка о возможном отключении в РФ смартфонов на iOS и Android и о предполагаемой встрече бизнесменов с чиновниками не известно.
Практика отношений американских деловых кругов с властями обычно не предполагает встреч в таком формате, утверждает высокопоставленный менеджер IT-компании, хорошо знакомый с западными бизнес-практиками.
При этом на работу смартфонов, уже законтрактованных и отгруженных в России, не будет налагаться никаких ограничений, уверен другой собеседник «Известий».
Когда пользователь покупает любой смартфон на iOS и Android, он обязан пройти этап активации данного девайса — без этого пользоваться им проблематично. Однако владельцы Android в этом случае окажутся в более выигрышном положении, чем любители iPhone.
Android-смартфоны при активации необходимо привязывать к своей учетной записи к Google. Однако этот этап пользователь вполне может пропустить. Операционная система позволяет активировать гаджет даже с выключенным интернетом: покупатель просто «пропускает» все этапы настройки до появления рабочего стола. В этом случае смартфон будет работать, но не будет иметь доступа к Google-сервисам, в том числе и к Google Play. Но приложения, написанные для Android, можно будет скачивать из других, сторонних магазинов или с сайтов разработчиков.
А вот на iPhone всё сложнее — при активации нового устройства оно в любом случае обращается к серверам компании. Если Apple запретит активацию устройств в России, она отключит доступ к серверам с территории нашей страны. В случае, если iPhone не пройдет регистрацию на сервере, его владелец не сможет скачать ни одно приложение. По сути, смартфон можно будет использовать исключительно как фотоаппарат.
Помочь может установка VPN, объясняет главный редактор портала 4PDA Арсен Симонян. Однако здесь тоже есть подводные камни — VPN нельзя инсталлировать на новый смартфон, пока он не активирован. Можно попробовать установить VPN на роутер (тот, что раздает вам домашний интернет), и подключить устройство через него. Однако и в это случае надо следить за тем, чтобы на вашем новом iPhone была выключена геолокация — иначе он все равно «поймет», что находится в России, и активация не пойдет.
По словам Эльдара Муртазина, уже активированным устройствам в России ничего не грозит.
— Все проданные и уже используемые устройства «окирпичить» нельзя. Точнее, технически это возможно, но на это вряд ли кто-то пойдет.
Аналогичного мнения придерживается и управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. По его словам, это будет означать очень серьезные репутационные потери для Apple и Google — пользователи в других государствах поймут, что в случае обострения отношений с США их смартфон может превратиться в булыжник.
— Опыт предыдущих санкций со стороны Белого дома к другим странам показывает, что обычно ограничения касаются продажи гаджетов в стране, а также работы приложений (к ним блокируется доступ граждан государства, попавшего под санкции). Так было с Китаем, Ираном и Северной Кореей, где Штаты ввели ограничения на продажу смартфонов и обновление приложений, — объясняет эксперт.
Вряд ли подобный шаг со стороны США возможен, даже несмотря на серьезное ухудшение отношений Белого дома и РФ в последние недели, резюмирует Самойленко.
Российские чиновники уверены, что iPhone не превратится в «кирпич». Об этом 22 марта в ходе расширенного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, заявил глава Минцифры Максут Шадаев.
— Мы с Apple на связи. И то, что я вижу, у компании конструктивная позиция. Мы знаем, что коллеги предпринимают определенные усилия, платежи проводят до сих пор через операторов мобильной связи в App Store, поэтому мы будем надеяться, что iPhone в кирпич не превратятся, — пояснил он.
Кроме того, в России планируется создать первый магазин приложений для российских программных продуктов. По словам Шадаева, сейчас создается реестр российского ПО, из него планируется сделать полноценный маркетплейс. В Минцифры хотели запустить его в конце года, однако теперь сроки сдвинулись на май.
Иван Черноусов
Валерий Кодачигов