По оценке IDC, за первый квартал 2017 года в Россию было поставлено примерно 971 тыс. настольных и портативных ПК, что на 18,3% больше показателей аналогичного периода 2016 года. В первом квартале 2016 года этот показатель составил примерно 824 тыс. настольных и портативных ПК. «По предварительным прогнозам IDC, рынок продолжит восстанавливаться и покажет рост примерно на уровне 7% год к году»,— сообщила старший аналитик IDC Наталья Виноградова.
В пятерку лидеров вошли практически те же компании, что и год назад. Первое место занимает Lenovo (22,8% от всех поставленных за отчетных период персональных компьютеров), за ней следуют HP Inc. (22,3%), Acer (10,9%), Asus (7,2%) и Dell (6,6%). В первом квартале 2016 года пятерку лидеров по поставкам замыкала Apple с долей 4,5%. Сейчас, по словам Натальи Виноградовой, Apple занимает шестое место с долей 4,2% в штучном выражении от всех поставок ПК в Россию.
По итогам первого квартала сегмент настольных компьютеров, по подсчетам IDC, сократился на 4,5%, до 375 тыс. штук. Лидером сегмента является Lenovo, второе место у HP Inc. Далее следуют iRU, DEPO Computers и Acer. В то же время заметный рост продемонстрировали моноблоки, поставки которых увеличились на 38,3% к первому кварталу 2016 года. Больше всего вырос сегмент ноутбуков — на 39,3% по сравнению с показателями первого квартала 2016 года. Поставки составили 596 тыс. штук, а лидером в сегменте была HP Inc., в топ-5 поставщиков также вошли Lenovo, Acer, Asus и Dell.
Продажи ПК растут не так активно, как поставки, отмечают ритейлеры. По данным «Связного», в первом квартале 2017 года россияне приобрели более 600 тыс. ноутбуков на сумму свыше 19 млрд руб. Объем продаж за первые три месяца 2017 года увеличился на 5% в штуках и на 3% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении в топ-5 в 2017 году вошли, по данным «Связного», Asus, Lenovo, Acer, HP и Apple. В штучном выражении пятое место занимает Dell. По словам директора департамента закупок «Евросети» Алексея Широкова, по итогам первого квартала 2017 года к аналогичному периоду прошлого года прирост продаж на рынке ноутбуков в количестве составил 3%, в деньгах — всего 1%. «В онлайне рынок смотрелся чуть более позитивно: +8% в деньгах и +14% в штуках»,— отметили в «М.Видео». По оценкам ритейлера, на долю онлайна приходится более четверти всех продаж ноутбуков в России.
Как отметила Наталья Виноградова, одной из причин падения рынка ПК являлось смещение потребительских предпочтений в сторону смартфонов и планшетов. «Сейчас сегмент планшетов демонстрирует отрицательную динамику»,— заметила она. По данным «Связного», рынок сократился на 23% в штуках и на 27% в рублях. В первом квартале россияне приобрели почти 900 тыс. планшетов на сумму порядка 8 млрд руб. «В этих условиях поставки ПК начинают стабилизироваться, а потребительский спрос восстанавливается благодаря устройствам новых форм-факторов (ультратонкие ноутбуки и ноутбуки-трансформеры.— “Ъ”) и игровым моделям»,— добавила госпожа Виноградова.
Генеральный директор Lenovo в России Александр Катаев согласен с оценками IDC и также отмечает рост продаж в рознице по сравнению с первым кварталом прошлого года. По его словам, в последние полгода ситуация стабилизируется: «Мы видим рост спроса не только в массовом сегменте, но и в корпоративном». Он подчеркнул, что игровой сегмент ноутбуков по-прежнему остается одним из быстрорастущих, но ноутбуки-трансформеры все еще являются нишевым продуктом. По словам собеседника “Ъ” в одной из крупных розничных сетей, игровые модели сейчас занимают менее 1% от всех продаж ноутбуков.
Юлия Тишина