В ходе утреннего пленарного заседания были рассмотрены вопросы технологии определения взаимосвязей независимых сетей, а также изменения российского рынка SaaS. Представители RIPE NCC рассказали о предоставляемых им инструментах анализа трафика, а Вени Марковски (Veni Markovski), ICANN - о практике общественного регулирования Интернет.
Вторая секция была посвящена вопросам организации пиринга и связности между сетями в России. Открывая секцию докладом «Глобальный взгляд на пиринг», Мартин Леви (Martin Levy), Hurricane Electric поделился с аудиторией взглядом на предпосылки создания точек обмена трафиком, оценками связности сетей в различных странах, а также данными о роли пиринга в обеспечении роста регионального IP-рынка. Максим Поздняков из DE-CIX рассказал о скором запуске проекта Apollon, а Сергей Киселев, MSK-IX озвучил прогнозы развития пиринга в России после пересечения рубежа в 1 Тбит/сек.
В рамках секции также состоялся круглый стол на тему «Обеспечение связности сетей», на котором обсуждались проблемы, связанные с ростом сложности взаимодействия участников рынка на фоне упрощения построения сетей. Был затронут вопрос места инфраструктурных игроков в организации связности между сетями. Большая часть вопросов об объемах трафика и стоимости его транспортировки прозвучала от украинских участников конференции.
В ходе вызвавшей наибольший интерес секции «Перенос мобильных номеров в России» были озвучены планы и существующие проблемы запуска услуги сохранения и переноса мобильных номеров (MNP). Заместитель директора департамента инфраструктурных проектов Министерства связи и массовых коммуникаций Вартан Хачатуров рассказал собравшимся о позиции регулятора, а также ходе реализации проекта. В частности, он отметил, что Минсвязи не видит причин для переноса запланированных сроков запуска, намеченных на 1 декабря 2013 года и к операторам, которые не начнут предоставлять услугу в установленный законом срок, будут применяться санкции. "К сожалению, процессы внутри самих операторов происходят не так быстро, как нам хотелось бы", - подчеркнул господин Хачатуров. Однако, он отметил, что в Министерстве все не исключают вариант постепенного запуска услуги, либо отсрочки запуска на 1-2 месяца.
По словам господина Хачатурова, процесс переноса номера должен быть максимально простым для абонента. При переносе номера клиент может примерно на полчаса лишиться возможности принимать входящие звонки, а на полное прохождение процедуры будет уходить до 9 дней. Для реализации механизма переноса будет создана централизованная база данных перенесенных номеров, а оператор этой базы будет выбран через некоторое время. В ближайшее время планируется выход согласительных документов, уточняющих протоколы взаимодействия и отдельные аспекты запуска услуги. Среди вопросов, которые еще предстоит решить, Вартан Хачатуров упомянул расчет возможной задолженности абонента при переносе номера. По его словам, процедура осложняется и тем, что операторы ввиду отсутствия банковских лицензий не могут производить взаиморасчет по погашению долгов абонентов.
Андрей Кириллин, администратор реестра Технического Центра Интернет, рассказал о технологии и процедурах переноса мобильных номеров. По его словам, процедура проводится в 4 этапа — проверка допустимости переноса, согласование даты и времени перехода, ожидание начала переноса номера и, непосредственно, сам перенос. Руководитель проекта MNP Координационного центра национального домена сети Интернет Валерий Темников рассказал о возможностях использования интернет-технологий для организации переноса мобильных номеров. Он отметил, что современные DNS-технологии позволят переносить мобильные номера подобно тому, как переносятся веб-сайты между провайдерами.
Кроме того, в рамках секции, были рассмотрены вопросы работы системы обеспечения оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) на сетях связи. Вартан Хачатуров рассказал участникам о текущих принципах и технических особенностях работы системы СОРМ в России.
Завершившая день секция «Блокирование и фильтрация трафика» была посвящена проблеме фильтрации контента и блокировки интернет-сайтов в России. Представитель Роскомнадзора Денис Агаронов рассказал об основных проблемах, возникающих в работе реестра запрещенных сайтов и подходах ведомства к их минимизации. Так, по его словам, главной сложностью является возможность быстрой смены сетевого адреса ресурсом-нарушителем, а также чрезмерное блокирование, когда в результате занесения в реестр IP-адреса вместе с сайтом-нарушителем блокируются и добросовестные ресурсы.
Господин Агаронов отметил, что в настоящий момент его ведомство, вместе с операторами связи и интернет-компаниями, обсуждает различные подходы к блокировке и призвал отрасль к диалогу и совместной выработке приемлемых подходов к реализации федерального закона «о черном списке». Со своей стороны, Роскомнадзор считает, что блокирование должно осуществляться провайдерами, оказывающими лицензированные услуги связи, и проводиться только в сетях доступа, не затрагивая элементы инфраструктуры сети. Также Денис Агаронов заявил, что в ближайшие дни будет запущен интернет-ресурс для публичного обсуждения рекомендаций Роскомнадзора по процедуре блокировки сайтов, которые должны обеспечить выполнение закона, но при этом предотвратить чрезмерную блокировку добросовестных ресурсов сети.
В последующем докладе Артема Козлюка, руководителя проекта РосКомСвобода, был представлен взгляд независимой общественной организации на осуществление процесса регулирования и блокировки интернет-сайтов в рамках применения закона «о черных списках». Господин Козлюк привел статистические данные и конкретные примеры неправомерных блокировок сайтов за первые полгода работы реестра запрещенных сайтов. По его словам, с 1 ноября 2012 года органами государственной власти было принято решение о внесудебной блокировке 760 интернет-ресурсов, в результате которой также было заблокировано более 13500 доменов, расположенных на тех же IP-адресах, что и запрещенный контент. Говоря о тенденциях развития «черных списков», Артем Козлюк отметил растущее желание различных органов власти и заинтересованных групп (правообладатели, «догхантеры», Росалкоголь) существенно расширить список ресурсов для внесудебной блокировки. Одним из выходов из сложившейся ситуации руководитель проекта РосКомСвобода видит формирование консолидированной позиции интернет-отрасли и разработку соглашения, которое поставит под сомнение действие закона «о черных списках» и приостановит его действие до того момента, пока не будут проработаны все необходимые детали.
Завершили конференцию выступления менеджера по коммуникациям RIPE NCC Сержа Радовчича (Serge Radovcic) и директора MSK-IX Елены Ворониной, которые подвели итоги мероприятия и поблагодарили участников и со-организаторов за плодотворную работу. Всего в течение 2 дней конференцию ENOG 5/RIPE NCC посетило более 300 человек, онлайн-трансляцию мероприятия наблюдало более 400 человек.
Презентации докладчиков конференции можно скачать по адресу: http://www.enog.org/meetings/enog-5/presentations/