В петербургском офисе Oracle комментировать планы развития отказались. На письмо РБК Петербург в калифорнийскую штаб-квартиру компании ответа не последовало. Однако о предстоящем уходе Oracle из Петербурга знают несколько участников рынка.
Так, по словам гендиректора Санкт-Петербургского центра разработок Dell EMC Вячеслава Нестерова, косвенно о таких планах корпорации свидетельствует то, что на рынке труда появилось множество cотрудников петербургского центра Oracle.
О намечающемся переносе операций американской компании из Петербурга в Индию слышал глава компании First Line Software Александр Поздняков. По его словам, эту информацию он получил от бывших сотрудников Oracle.
Участники рынка называют несколько возможных причин переезда петербургского центра разработок Oracle в Индию.
Постепенное сокращение масштабов бизнеса в Петербурге может отражать политическую позицию головной компании Oracle по отношению к России, полагает президент НП «Руссофт» Валентин Макаров.
«Oracle был в числе первых американских компаний, отреагировавших на введение экономических санкций. Организация отказалась обслуживать ряд российских предприятий, в том числе петербургский «Водоканал». Не исключено, что решение перевести разработки из Петербурга в Индию также связано со сложной геополитической ситуацией», — поясняет Макаров.
Как сказал РБК Петербург один из бывших топ-менеджеров Oracle СНГ, переезд компании может быть связан и с культурным фактором. «Индийские специалисты, в отличие, от российских программистов, бегло говорят по-английски — для них это второй родной язык. Кроме того, в американских офисах Oracle работает множество выходцев из Индии, в том числе на руководящих должностях. Компании легче работать с регионом, родным для значительной доли сотрудников», — объясняет собеседник РБК Петербург.
Отметим, что президент Oracle, Томас Куриан, является уроженцем штата Керала в южной Индии.
Немаловажным мотивом для переезда может быть высокая стоимость рабочей силы. Финансовые запросы петербургских программистов существенно выше, чем у их индийских коллег. «Сегодня даже молодые петербургские программисты часто хотят зарплату в районе 250 тыс. руб. Западная компания, умеющая считать свои деньги, может решить, что настолько перегретый рынок труда для нее неприемлем», — говорит генеральный директор компании RAIDIX Андрей Федоров.
Добавим, что недавно Oracle, по информации газеты Sunday Guardian, анонсировал расширение бизнеса в сфере «облачных» технологий в Индии, а также строительство в этой стране крупного дата-центра.
При этом Oracle, как говорил изданию Comnews старший вице-президент компании по технологиям и системам в регионе EMEA Эндрю Сазерленд, сейчас фокусируется на «облачных» вычислениях.
Кроме того, как говорят опрошенные РБК Петербург эксперты, стоимость аренды в Петербурге намного выше, чем в столичных городах Индии.
Петербургу уход Oracle, как считает Поздняков, грозит серьезными имиджевыми потерями. «Пока в Петербурге работают такие компании, как, например, Oracle или Dell EMC, клиенты понимают, что размещают разработку не просто в странном с точки зрения IT месте, а во вполне авторитетном регионе. Чем меньше в Петербурге западных компаний с именем, тем хуже для местных игроков», — считает А. Поздняков.
Кроме того, размещение в Петербурге центров разработок западных IT-гигантов имеет стратегическое значение для экономики страны в целом. В отсутствие крупных мировых разработчиков программного обеспечения отечественная промышленность не сможет создавать конкурентоспособную продукцию, уверен один из бывших руководителей Oracle в СНГ.
«Сегодня, когда вы покупаете, например, станок, вы платите не за железяку, а за его интеллектуальные возможности, в частности, за ЧПУ (числовое программное управление — ред.). ПО для таких систем разрабатывают мировые лидеры, такие как Oracle, Google и т.д. Если Oracle из России уйдет, страна потеряет единый центр компетенций в области java, его сотрудники разбегутся по разным компаниям и быстро растеряют свои навыки. Кто тогда будет разрабатывать передовое промышленное ПО в России?», — задается вопросом собеседник РБК Петербург.
Дмитрий Гринкевич