В первой части семинара после краткого приветственного слова выступил руководитель представительства в СЗФО, «Лаборатория Касперского» Евгений Питолин. Его доклад назывался «Стратегия защиты предприятия. На переднем краю борьбы с информационными угрозами». Евгений привел статистику за 2013 год, согласно которой с помощью продуктов «Лаборатории Касперского» было отражено несколько миллиардов атак интернет-ресурсов и попыток локального заражения компьютеров.
Основными мерами для обеспечения безопасности, по словам докладчика, являются антивирусная защита, регулярная установка обновлений ПО, политика и механизмы послеаварийного восстановления системы. При этом, по результатам исследования, проведенного Лабораторией Касперского в 2013 году, каждая третья компания малого и среднего бизнеса не использует в полной мере антивирусную защиту, а каждая сотая и вовсе ее не имеет.
Сегодня малый и средний бизнес в России очень уязвимы для кибер-атак. Многие компании с кибер-угрозами сталкиваются постоянно. Целый̆ ряд трудностей̆: недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров и непонимание рисков со стороны руководства — приводит к тому, что представители малого и среднего бизнеса используют неэффективные инструменты защиты.
Далее в докладе речь зашла о системном подходе к защите данных и расследовании компьютерных инцидентов. А проверить свои знания и навыки на практике участники смогли во второй части мероприятия.
Руководитель представительства в СЗФО, «Лаборатория Касперского» Евгений Питолин
Чтобы перейти от теории к практике, Евгений провел квест под названием «Путь самурая». Для участия в игре гости разбились на три команды, в каждой был выбран капитан и придумано название. Квест состоял из девяти кейсов, включающих в себя описание ситуации и три варианта ее решения. На решение каждого кейса отводилось 6 минут. При этом нужно было не просто определиться с правильным вариантом, но и обосновать его выбор. Ситуации для кейсов брались из жизни разных предприятий.
Обсуждение
Главным решающим фактором при поиске подходящего решения являлся баланс между деньгами, репутацией и защитой информации. «Плохо, когда все защищено, но мы потратили на это три годовых бюджета или наоборот: мы все закрыли, но бухгалтер не может, например, зайти в социальную сеть, и мы теряем репутацию. Поэтому сегодня мы будем стремиться к балансу», - пояснил Евгений. В течение игры он рекомендовал не принимать поспешных решений и еще не раз напомнил о том, что основной задачей, помимо защиты информации, является создание, а не разрушение репутации, а также разумная трата денег.
Кейсы
Стоит отметить, что, придумывая название для своих команд, участники проявили креативность: в игре участвовали «Довольный енот», «ИТ-камикадзе» и «Меч самурая». Квест проходил в шутливой и непринужденной обстановке, в которой, однако, нашлось место и активной борьбе. Кейсы вызывали бурную дискуссию внутри команд, каждая из которых стремилась найти идеальное решение предложенной проблемы. В перерывах между работой над кейсами Евгений рассказывал истории из своей практики и отвечал на вопросы игроков.
В итоге наиболее близко подойти к идеальному балансу между деньгами, репутацией и защитой информации удалось команде «Меч самурая». Все капитаны в подарок получили Ipod Shuffle, а наиболее активные, по их мнению, участники команды - популярные бизнес-книги, флэшки, картридеры.
По окончании мероприятия многие участники отметили необычность формата и то, как удивительно быстро им удалось вовлечься в игру. Некоторые изъявили желание поучаствовать в подобном квесте еще раз.
Вручение Ipod Shuffle
Напомним, что квест «Путь самурая» - не первая деловая игра, проведенная «Лабораторией Касперского». Ранее компания уже проводила ряд мероприятий, направленных на то, чтобы в увлекательной игровой форме обратить внимание на угрозы информационной безопасности и показать, как именно избежать связанных с этим проблем.
«Лаборатория Касперского» существует на рынке более 16 лет и на сегодняшний день представляет собой группу компаний, действующую более чем в 200 странах мира. Ее первый продукт был разработан в 1999 году. Это была антивирусная защита, созданная для рабочих станций, файловых серверов и серверов приложений, работающих под управлением ОС Linux/FreeBSD. На сегодняшний день компания предлагает ряд популярных продуктов как для корпоративных клиентов, так и для домашних пользователей. Среди известнейших партнеров «Лаборатории» можно выделить Microsoft, IBM, Cisco, Alcatel Lucent, Facebook и т. д. Количество ее корпоративных клиентов сегодня превышает 250 тыс.
Организатор мероприятия компания АстроСофт с 1991 года занимается разработкой и поставкой программного обеспечения. Среди ее заказчиков - представители двадцати стран мира: ООН, ПФР, Центробанк, ОАО «Ленэнерго», ОАО «Авангард», Российская национальная библиотека и другие. Компания работает в партнерстве с ABBYY, Adobe Systems, Microsoft и уже не в первый раз проводит мероприятие, посвященное безопасности. Не так давно в Петербурге АстроСофт провел семинар по актуальным вопросам защиты данных «Защита данных – это серьезно!», предназначенный для руководителей ИТ-отделов, ИТ-специалистов, системных администраторов (см. новость раздела «ПО» от 1 марта 2014 г.).