Латвийский аукцион лицензии UMTS/GSM станет полем битвы телекоммуникационных гигантов

Пионером мобильной связи в Латвии было ООО Latvijas Mobilais Telefons (LMT), начавшее работать в 1992 году как оператор NMT-450 (31 декабря 2002 года сеть NMT-450 была закрыта). В январе 1995 предприятие стало оказывать услуги в стандарте GSM-900, а под занавес 1999 года - освоило и диапазон 1800 МГц.

LMT обеспечивает покрытие 98% территории страны и по данным на 15 октября, имеет более 0.7 млн. клиентов: свыше 31% всех жителей Латвии.

Совладельцами компании являются местные и зарубежные предприятия, как государственные, так и частные. 23% долей принадлежит АО Латвийский центр цифрового радио и телевидения (стопроцентным владельцем которого является Латвийский государственный радиотелевизионный центр). Еще 23% - у крупнейшего латвийского оператора фиксированной связи, экс-монополиста Lattelekom (51% латтелекомовских долей принадлежит государству; 49% -- консорциуму Tilts Communications, полноправным владельцем которого является шведско-финская корпорация TeliaSonera). 5% в LMT принадлежит Латвийской республике (в лице Министерства сообщения). Хозяин остальных 49% долей -- TeliaSonera.

Второй оператор сотовой связи - Baltkom GSM - стартовал на рынке весной 1997 года. Изначально 51% долей принадлежали компании Alina (ее владелец - крупный местный предприниматель Петерис Шмидре), а 49% - двум американским предприятиям Western Wireless Corporation и MITI. Но осенью 2000 года Baltkom GSM за 277 млн. USD был продан шведскому концерну Tele2 и, соответственно, переименован.

Сейчас Tele2 обеспечивает связь на 85% территории государства. А вот количество своих клиентов шведы, в отличие от LMT, не публикуют. Однако летом этого года был опубликован European Mobile Communications Report, позволяющий приоткрыть завесу секретности.

Согласно документу, на начало 2004 года по количеству пользователей LMT занимает 46%, а Tele2 - 54% рынка мобильной связи. Учитывая, что темпы прироста у обоих игроков примерно одинаковые -- ежегодно клиентура увеличиваются примерно на 30%, очевидно эти пропорции сохранились.

В отчете European Mobile Communications Report была приведена и очень любопытная информация, позволяющая оценить не только количество, но и "качество" пользователей. Как и следовало ожидать, у Tele2, исповедующего стратегию "ценового лидерства" и делающего акцент на "доступность для всех", предлагая карты предоплаты и широкий ассортимент субсидированных аппаратов, клиентура оказалась весьма нестабильная. Около 65% потребителей - владельцы prepaid-card. У LMT пропорции диаметрально противоположные - доминируют постоянные абоненты, а карточками предоплаты пользуется около 22% клиентуры.

Оба оператора предлагают достаточно развитые услуги и широкий выбор тарифных планов, а также карты предоплаты различного номинала. Однако по части внедрения новых технологий LMT обычно на шаг опережает Tele2. Так, GPRS и MMS-сервис LMT ввел еще два года назад, а Tele2 - только этим летом.

Пользователи платят только за исходящие звонки - поскольку в Латвии уже с начала 90-х годов в фиксированной сети действует повременная оплата.

В финансовом смысле LMT и Tele2 отнюдь не бедствуют и занимают лучшие места в рейтинге "самых успешных и прибыльных предприятий Латвии". По итогам 2003 года Latvijas mobilais telefons, с прибылью в 79,5 млн. USD (прирост, по сравнению с 2002 годом - 21,5%), и оборотом 244,7 млн. USD (прирост - 13,2%) занял первое место на пьедестале. Tele2 досталось почетное третье место: в 2003 г. его оборот был 116 млн. USD - возрос на 19%, а прибыль удвоилась и достигла 31,2 млн. USD. Так что связисты утерли нос даже энергетикам.

Правда, у "титанов" стал снижаться месячный доход с одного абонента (ARPU). Что, впрочем, неудивительно: рынок близок к насыщению, и операторы стали интенсивно привлекать людей с невысоким уровнем платежеспособности, проводя бесконечные маркетинговые акции и предлагая субсидированные телефоны. К примеру, Tele2 продает Siemens C60 всего за 1,88 USD - при условии, что человек подключится как постоянный абонент на срок не менее чем 24 месяца.

По данным Комиссии по регулированию общественных услуг, ежемесячная выручка LMT с одного клиента в 2003 году составила в среднем 22,2 евро, за год она снизилась на 14%. У Tele2 потери чуть меньше - на 11%, с 14,65 евро в 2002 году до 13,02 евро в 2003-м.

Операторы, как видим, чувствуют себя на рынке весьма комфортно, чего не скажешь о потребителях. Ведь расценки на услуги сотовой связи в Латвии намного выше, чем в Литве и Эстонии. Что неудивительно: в отличие от Латвии, у соседей работают и жестко конкурируют между собой по три оператора, имеющих собственные сети. В Литве это Omnitel, Bite GSM и Tele2. В Эстонии - EMT, Radiolinja и все тот же Tele2. Кроме того, услуги оказывают и так называемые "виртуальные операторы": т.е. провайдеры, не имеющие собственной инфраструктуры, а использующие ресурсы "больших" компаний.

В Латвии уже с 1998 на правительственном уровне поднимался вопрос о необходимости привлечения на рынок третьего оператора. Вначале говорили о розыгрыше лицензии GSM-1800, и даже чуть было не провели конкурс. Но, как на грех, в Европе началось UMTS-безумие и местные политики, ослепленные блеском миллиардов, решили, что если и продавать выделенные частоты - то только на UMTS. Резину тянули несколько лет. Наконец летом 2002 года (когда европейские "счастливые обладатели UMTS-лицензий" уже подсчитывали гигантские убытки, а международные эксперты вещали, что лицензии надо выдавать за чисто символическую плату) правительство Латвии утвердило правила аукциона на "розыгрыш двух лицензий IMT-2000 (UMTS) и пакет UMTS/GSM-900/1800". Для двух первых определили фиксированную цену в 10,9 млн. USD за каждую - подразумевалось, что их приобретут LMT и Tele2. А для нового оператора установили начальную цену лота в 14,2 млн. USD.

Аукцион с треском провалился. LMT и Tele2 "отоварились" и обязались "до 31 декабря 2004 года начать коммерческую эксплуатацию сети UMTS, а до 31 декабря 2005 года обеспечить доступность услуги 30% жителей". А вот третьего желающего не нашлось (хотя интерес проявляли финская Radiolinja, литовский Bite GSM, российский МТС - в преддверии аукциона в Ригу, в Министерство сообщения, приезжали представители Система-Телеком). Операторов смутила не столько высокая цена, как неопределенная модель регулирования на рынке. Ведь так и не было известно, сможет ли "пришелец" использовать сети уже работающих операторов, и какие тарифы будут за межсоединения. Да и сама организация торгов оставляла желать лучшего. О том, что в пакет будет входить и GSM-900, официально было объявлено лишь за полтора месяца до аукциона. А информационный день для потенциальных участников провели за 30 дней до начала торгов.

Кроме того, как раз в преддверии аукциона на рынке неожиданно появился так называемый "виртуальный оператор" ZetCom. У него есть собственная нумерация, SIM-карты. Но услуги он оказывает, используя ресурсы LMT -- своей сети у компании нет. На рынке предлагает дешевую карточку предоплаты Amigo, ориентированную на молодежную аудиторию. Карточка востребована - оператор ее активно раскручивает в "реалистических шоу" и прочих аналогичных мероприятиях - и по данным на сентябрь 2004, у ZetCom имеется уже 101.000 пользователей. В 2003 году его оборот превысил 5,6 MUSD. А прибыль достигла отметки в 163.000 USD.

Специалисты полагают, что появление на сцене ZetCom в столь ответственный момент было отнюдь не случайно. И стало одним из негативных факторов, повлиявших на ход аукциона лицензий GSM/UMTS-2002. Ведь не было никаких гарантий, что "большие операторы" LMT и Tele2 не станут обрастать множеством "зеткомов". Тем более что оба декларировали через СМИ: "мы открыты для сотрудничества". Правда, после провала аукциона, "открытые дверцы", судя по всему, захлопнулись. Сейчас в Латвии, по меньшей мере, с десяток телекоммуникационных компаний не прочь оказывать услуги сотовой связи на базе сети какого-либо из "больших братьев". Неоднократно пытались вести переговоры, но... до сих пор в стране так и не появилось ни одного "виртуального оператора".

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: