Продажи смартфонов в России по итогам 2020 года сократятся на 20% по сравнению с 2019-м. Такой прогноз дал «Известиям» руководитель аналитического центра холдинга GS Group Александр Сурков. Он пояснил, что карантин привел к значительному сокращению доходов населения, а значит, и к общему снижению покупательной способности, в том числе спроса на бытовую технику и электронику. Подстегнул падение продаж и рост курса валют, добавил он.
С ним согласна директор дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion Татьяна Скокова. Она также прогнозирует падение рынка до 20% в штуках по итогам 2020 года. При этом в денежном выражении он уменьшится не так сильно — примерно на 5%, если не произойдет существенных изменений курса рубля, считает Татьяна Скокова.
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков делает более оптимистичные прогнозы. По его словам, разворачивающийся экономический кризис приведет к тому, что по итогам года рынок смартфонов просядет чуть меньше, чем на 7%, — до 28 млн штук. В 2019-м в России было продано около 30 млн смартфонов на сумму около 495 млрд рублей. Доходы населения за время карантина значительно уменьшились и не вырастут в ближайшее время, пояснил он.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что в этом году рынок смартфонов просядет на 5–10% в штуках. При этом в денежном выражении он останется на уровне прошлого года, добавил эксперт. По словам аналитика, уже в первом полугодии 2020-го можно было наблюдать падение продаж смартфонов на 10% за счет провальной второй половины марта и апреля.
Положительную динамику мая и июня рынку также сохранить не удастся и уже во второй половине лета продажи смартфонов пойдут на спад, отметил Эльдар Муртазин.
В «Мегафоне» прогнозируют падение выручки от продаж смартфонов в своей розничной сети к концу года на 6–10%. В компании предполагают, что и рынок «умных» гаджетов в целом покажет схожий результат.
— На спрос влияет снижение покупательской способности населения после пандемии. Восстановление продаж будет зависеть от того, насколько стабильной будет эпидемиологическая ситуация и как быстро люди вернутся к обычной жизни, — отметили в «Мегафоне».
Впрочем, сегодня не все ритейлеры и производители согласны с такими негативными прогнозами. Несмотря на резкое падение рынка смартфонов в апреле, они ориентируются на восстановление продаж в мае и предполагают, что снижения спроса на «умные» телефоны в этом году не будет.
В пресс-службе «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн») отметили, что спрос на смартфоны в июне пока внушает надежду на позитив, но дальнейшее поведение потребителей будет обусловлено как их покупательной способностью, так и ситуацией с коронавирусом.
После снижения активности потребителей в апреле, уже в мае продажи приблизились к прошлогодним показателям, отметили в «М.Видео-Эльдорадо». Там добавили, что в первые две недели июня интерес к смартфонам сохраняется и рынок продолжает расти. По итогам этого года, если следовать консервативному сценарию, можно предположить, что рынок останется на уровне прошлого года, считают в пресс-службе ритейлера.
В мае и июне наблюдается восстановление продаж, они вышли на прошлогодний уровень, согласен директор департамента «Мобильные средства связи» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков. Исходя из этого, по его подсчетам, по итогам 2020 года будет реализовано 31–31,5 млн штук смартфонов. Средняя цена также продолжит расти, поэтому и в деньгах рынок должен превысить отметку в 500 млрд рублей, добавил он.
Если новых негативных факторов, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации, не возникнет, высока вероятность, что результаты 2020 года будут близки к уровню 2019-го, считает коммерческий директор компании Vivo Россия Сергей Уваров.
В МТС, «Связном», а также в Samsung, Huawei и Xiaomi отказались от комментариев. В Apple не ответили на запрос «Известий».
В этом году с российского рынка могут уйти малоизвестные китайские бренды второго эшелона, у которых небольшие поставки в Россию, их затраты на продвижение бренда не будут окупаться на падающем рынке, считает Денис Кусков.
С ним согласен и Павел Вьюков. По его словам, больше всего просядут продажи смартфонов небольших брендов из нижних ценовых сегментов.
В кризис всегда выигрывают крупные игроки, так как потребители готовы, скорее, переплатить за бренд и купить себе более надежный смартфон, чем сэкономить, но приобрести устройство непонятного качества, пояснил Эльдар Муртазин.
Покупатели в этом году будут отдавать предпочтение смартфонам средних ценовых категорий (от 8 тыс. до 26 тыс. рублей) известных китайских брендов, считает Александр Сурков. Недорогие гаджеты не будут пользоваться большим спросом из-за слабых технических характеристик и ненадежности аппаратов. А смартфоны верхнего ценового сегмента зачастую имеют неоправданно высокую стоимость с точки зрения характеристик устройства.
Сейчас снижается спрос на модели до 3 тыс. рублей и перераспределяется в сторону среднего диапазона, отметили в «М.Видео-Эльдорадо». В компании пояснили, что покупатели всё чаще выбирают устройства, которые позволят эффективно и качественно решать повседневные задачи — фотографировать, общаться и потреблять контент на большом экране, оплачивать покупки в одно касание и т.д.
Анастасия Гаврилюк