В целом по России структура ИТ-рынка по итогам 2007 года была такой: на долю продаж «железа» (hardware) пришлось 69%, программного обеспечения –13%, ИТ-услуги заняли 18% (по данным аналитического агентства IDC). Что касается Северо-Западного федерального округа, то, по оценкам игроков рынка, доли распределяются аналогично. При этом 2007 год для рынка системной интеграции Северо-Запада не стал переломным: большинство тенденций, которые наметились в предыдущие несколько лет, продолжились, причем преимущественно наблюдается усиление их влияния на развитие компаний – как самих интеграторов, так и заказчиков.
Близок локоть, да не укусишь
Отметим, что на долю Петербурга приходится, по разным оценкам, около 50% рынка системной интеграции СЗФО, среди остальных регионов безусловным лидером является Республика Коми, затем идут Вологодская, Псковская и Ленинградская области. Аутсайдерами же большинство игроков рынка называют Карелию и Новгородскую область. При этом в регионах Северо-Запада реализация большинства проектов по системной интеграции происходит при участии не локальных, а петербургских или столичных ИТ-компаний, что обусловлено более высоким уровнем компетенции последних и более широкими возможностями.
Петербургские интеграторы не очень активны в регионах: рынок Северной столицы еще недостаточно насыщен, а реализация региональных проектов требует временных, человеческих и логистических ресурсов, что зачастую не оправдывается прибылью от проекта. Московским же компаниям, которым уже тесно на своем рынке, Северо-Запад кажется весьма привлекательным и по спросу на услуги, и по уровню конкуренции, поэтому москвичи реализуют проекты даже в регионах, расположенных близко от Петербурга.
При этом петербургские ИТ-компании зачастую обращают внимание на другие регионы: проекты реализуются в Поволжье, Сибири, на Урале. В «АстроСофте» объясняют это так: «Клиенты из других регионов часто ищут системных интеграторов именно в Северной столице, и у этой тенденции исторические корни: Санкт-Петербург всегда был одним из крупнейших исследовательских центров, имел серьезную научную базу и большое количество вузов. Наличие кадров, образовательных и исследовательских институтов, инноваций и передовых технологий в сочетании с более низкими, чем в Москве, ценами – этим объясняется выбор системных интеграторов из Петербурга».
Гость гостю рознь
Рынок Санкт-Петербурга для московских ИТ-игроков также интересен: 2007 год отмечен активизацией представительств столичных компаний. Так, московская GMCS, пришедшая в Петербург еще в 2005 году, только в 2007−м создала отдел маркетинга, ориентированный на продвижение услуг на Северо-Западе. Системный интегратор «Энвижн Груп» (NVision Group) в 2007 году открыл в Петербурге свое представительство, следом пришла компания ФБК, занимающаяся консалтингом, в том числе в области внедрения ERP-систем. Осенью 2007 года открылись представительства московского интегратора Monitor CRM и разработчика специализированных решений для автоматизации предприятий лизинговой отрасли «Хомнет Лизинг».
Заинтересовались Петербургом и несколько зарубежных компаний: в частности, список интеграторов Северной столицы пополнился немецкой T-Systems, финской TietoEnator, украинской Terrasoft и канадской Terralink.
При этом петербургские компании не слишком обеспокоены приходом новых игроков – панических настроений не наблюдается. Коммерческий директор компании Digital Design Сергей Сыпченко согласен с этим: «В основном все работают в своих нишах, хотя повышается конкуренция с московскими интеграторами, которые выходят на петербургский рынок. Но мы не менее зубастые и постараемся их подвинуть на их же собственном поле». «Выбирая системного интегратора, заказчик учитывает его репутацию, сколько лет он присутствует на рынке, наличие у него сертифицированных специалистов и успешного опыта реализации аналогичных проектов», – дополняют в компании «АстроСофт».
Золотая середина
Что касается основных тенденций на рынке внедрений, то, по мнению аналитиков, в общероссийском масштабе растет интерес к решениям, которые обеспечивают наиболее полный охват деятельности компании. Петербургский рынок также ориентируется именно на это. «Вместо отдельных услуг сегодня очевиден спрос на комплексные решения в области ИТ, – комментируют в компании „Поликом ПРО“, – причем эта тенденция стала прослеживаться не только у крупных заказчиков, но и в сегменте среднего и малого бизнеса». «Основной тенденцией мы бы назвали переход к комплексной автоматизации бизнеса вместо решения частных задач», – соглашаются в «АстроСофте».
В связи с этим весьма востребована платформа Microsoft Dynamics AX – комплексное ERP-решение, охватывающее весь бизнес компании. Еще один продукт, пользующийся спросом, – Microsoft Dynamics NAV – интегрированная система управления предприятием, которая объединяет информацию обо всех направлениях деятельности предприятия.
Одним из наиболее крупных в СЗФО игроков в этом сегменте является «КОРУС Консалтинг»: линейка продвигаемых компанией продуктов включает решение KORUS Retail, KORUS Axcision и т.д. на базе Microsoft Dynamics AX. Что касается реализованных «КОРУС Консалтинг» в 2007 году проектов, можно вспомнить внедрение Microsoft Dynamics AX в «О’КЕЙ Лоджистикс», поддерживающей внешнеэкономическую деятельность сети гипермаркетов «О’КЕЙ», а также Microsoft Dynamiсs NAV в группе компаний «Биостар», крупного дистрибутора и производителя упаковочных материалов. Также Microsoft Dynamics продвигают Digital Design, «АНД Проджект» и «Рексофт». Весомыми проектами отметилось и петербургское представительство GMCS – внедрение в компаниях «ПетерСтар» и «Т-Пей».
Часто внедряется ERP-система «Компас» производства одноименной петербургской компании и московской ERP-системы «Галактика». Игроки рынка отмечают, что в последнее время намечается тенденция к выбору именно российских решений. «Что касается программ, то клиенты в большинстве своем стараются использовать по возможности продукты отечественной разработки», – отметил Сергей Сыпченко.
Минувший год в Петербурге не запомнился большим количеством внедрений «тяжелых» решений SAP и Oracle. Скорее всего, это обусловлено насыщением сегмента крупных предприятий и высокой стоимостью этих решений для среднего бизнеса. В связи с этим и SAP, и Oracle активизировались в сегменте SMB (малый и средний бизнес). Так, именно в Северной столице прошел первый этап регионального тура компании SAP AG, направленного на популяризацию решений SAP для малого и среднего бизнеса. Oracle, в свою очередь, в сотрудничестве с московским интегратором «Аксофт» начала региональную программу продвижения решений Oracle среди предприятий SMB Северо-Запада, предполагающую обучение партнеров с последующей выдачей сертификата.
По узкой специализации
Многие игроки рынка отмечают выросший спрос на такие специализированные системы, как CRM (Customer Relationship Management, управление взаимоотношениями с клиентами) и HRM (Human Resource Management, управление персоналом). Причиной этого стал, в частности, рост компаний, в том числе с территориально распределенной структурой, что и потребовало внедрения специализированных HRM-систем. С другой стороны, в регионе наблюдается рост доходов компаний, а следовательно, появляются возможности для дальнейшего развития ИТ-структуры – при этом, как правило, автоматизация производства в той или иной мере уже присутствует. Кроме того, основной тенденцией развития большинства компаний, причем не только на Северо-Западе, в последнее время становится клиентоориентированный подход, в связи с чем активизируется рынок CRM-решений.
Еще одним трендом минувшего года стал возросший интерес к решениям «1С» и, соответственно, значительной активизацией компаний – партнеров «1С». Лидером по росту продаж в 2007 году стало решение «1С: Предприятие 8». Востребованность решений «1С» можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, это экономически выгодно – для многих компаний использование ERP-систем пока слишком дорого. С другой стороны, решение «1С: Предприятие 8» на данный момент предлагает серьезный подход к управлению всей компанией, что позволяет ему конкурировать с такими решениями, как Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV.
В 2007 году также выделилось несколько отраслевых решений, которые стали наиболее востребованными. Прежде всего это продукты, ориентированные на ритейл, – на Северо-Западе рост этого сегмента бизнеса даже превышает общероссийские масштабы. Также в связи со строительством крупных складских центров в Петербурге увеличился интерес к логистическим системам, таким как зарубежные WMS-системы Manhattan и Exceed и петербургские «БУХта» и «Солво». Еще одним направлением развития отраслевых решений стали лизинговые системы, в частности о разработке отраслевого решения для лизинговых компаний на базе системы Terrasoft CRM в 2007 году объявила компания «Лабитек».
С миру по нитке
Что касается общих тенденций развития ИТ-рынка, то аналитики отмечают прежде всего активизацию сегмента SMB – как со стороны компаний-заказчиков, так и с точки зрения маркетинга самих интеграторов. Растет спрос и на услуги лицензирования – обусловлено это политикой регулятора. Также активно развивается рынок консалтинговых услуг.
Еще один тренд, который продолжил свое развитие в 2007 году, – переход от лоскутной автоматизации и самописных решений к готовым системам преимущественно одного разработчика, а также отказ от внедрений собственными силами. В «АстроСофте» так комментируют эту тенденцию: «Всегда существует возможность реализовывать ИТ-проекты силами собственного ИТ-департамента либо за счет аутсорсинга, и в последнее время аутсорсинг приобретает все большую популярность. Заказчики осознают риск потери времени и денег из-за попыток решить каждую новую задачу самостоятельно, в то время как у системных интеграторов есть опыт решения аналогичных задач».
Рост продаж оборудования составляет более 50% в год, однако эти темпы значительно ниже, чем, например, у направления ИТ-услуг, и эта тенденция отмечается не первый год. В петербургских компаниях, активно занимающихся именно «железным» направлением интеграции, признают, что 2007 год стал для них неким периодом затишья перед ожидаемым всплеском продаж. Затишьем компании обязаны появлению мультиядерных технологий: потенциальные клиенты оказались перед сложным выбором – обновлять парк ИТ-техники или посмотреть, как это будет реализовано у других. Такая выжидательная позиция потребителей и повлияла на темпы роста рынка, однако, по мнению компаний, это затишье обеспечит в 2008 году более значительное увеличение продаж.
По оценкам игроков и аналитиков, 2008 год, скорее всего, не принесет кардинальных перемен на рынок системной интеграции. «В 2008 году грандиозных всплесков и изменений не предвидится, в частности рост уровня продаж лицензирования, наблюдавшийся в 2007−м, продолжится до середины года, а потом стабилизируется: рост будет, но небольшой, – считают в „Поликом ПРО“. – Уровень же конкуренции не изменится, если компании будут развиваться на одном уровне». В Digital Design считают, что развитие рынка пойдет в сторону улучшения качества услуг: «В системной интеграции качество становится необходимым минимумом, и следующим минимумом станет уровень сервиса – те, кто не подтянется, на рынке не удержатся».
Алена Журавлева, автор «Эксперт Северо-Запад»