О том, что НСПК и MasterCard 30 декабря подписали договор "об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга" по внутрироссийским операциям по картам MasterCard процессинговым центром НСПК, вчера сообщил ЦБ. "Заключение данного договора позволяет приступить к поэтапному переводу внутрироссийских трансакций по картам "МастерКард" на процессинг в НСПК",— говорится в сообщении регулятора. Одновременно международная платежная система (МПС) подписала еще одно — трехстороннее — соглашение с НСПК и ЦБ, который, как и прогнозировал "Ъ" еще в ноябре, станет расчетным центром в этой схеме. В MasterCard напомнили, что "переход на новую схему процессинга необходим по российскому законодательству". "Со своей стороны мы делаем все необходимое для того, чтобы освоение новой формы работы прошло максимально плавно для всех вовлеченных сторон. Держателей карт эти перемены никак не затрагивают",— заявили там. Таким образом, MasterCard стала первой из международных систем, которая перевела сотрудничество с НСПК в юридическую плоскость. Другая крупнейшая МПС — Visa — до этапа подписания договора пока не дошла. В самой Visa сообщили, что продолжают работать с ЦБ и НСПК, чтобы в кратчайшие сроки прийти к устраивающему все стороны решению.
Вопрос о работе МПС в России стал актуальным еще в марте 2014 года, когда Visa и MasterCard, выполняя условия антироссийских санкций США, отключили ряд банков от обслуживания. В конце декабря МПС снова были вынуждены принять меры из-за нового пакета санкций США — уже в отношении Крыма. Они запретили российским банкам проводить операции по своим картам в Крыму. Однако эти меры оказались менее жесткими — банки отключению не подверглись, так как в ряде случаев МПС просто не могут установить место проведения трансакции. В мае был принят закон, обязывающий МПС во избежание повторения подобных ситуаций размещать крупные страховые депозиты в ЦБ в размере двухдневного оборота систем (около $600 млн для обеих систем), с которых планируется списывать штрафы за отключение банков. Впрочем, из-за угрозы выхода обеих систем с российского рынка, занимающих на нем 80-90%, законодатели не раз меняли требования, в итоге отсрочив момент уплаты взносов до апреля 2015 года, которые необходимо уплатить, если система не перейдет на процессинг НСПК.
Как будут выстроены коммерческие взаимоотношения, а также распределена ответственность между участниками соглашения, не раскрывается. Последний вопрос был одним из ключевых для МПС, которые традиционно опасаются нести репутационные риски из-за технических сбоев. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, текст договора предусматривает, что банки могут напрямую направлять свои претензии, если таковые появятся, в НСПК, а не оператору. Это же зафиксировано и в правилах НСПК — она сама несет ответственность за свою деятельность в отличие от стандартной схемы МПС, где оператор отвечает за всю свою платежную инфраструктуру, отмечает другой собеседник "Ъ". "Подписание соглашения говорит о признании МПС серьезных планов по построению в России национальной карточной системы, однако главное, чтобы на обслуживании иностранных систем этот процесс не затормозился, ведь говорить об успехе можно будет, лишь получив собственный конкурентоспособный платежный инструмент",— заключает глава НП НПС Алма Обаева.
Ольга Шестопал