14 сентября 2021 г. правительство РФ утвердило план мероприятий (дорожную карту) по созданию дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий, это стало вторым пакетом мер поддержки для данной сферы. Дорожная карта включает 62 мероприятия. Из них 20 носят общесистемный характер, указали в кабмине. Они предусматривают меры выравнивания условий ведения бизнеса в РФ для международных интернет-корпораций и отечественных IT-компаний. Остальные 42 мероприятия плана направлены на стимулирование развития и внедрения российских разработок в конкретных сегментах.
В пресс-службе "ЭР-Телеком Холдинга" считают, что поддержки, разработанные Минцифры и правительством для ИТ-сферы привели к значительному развитию отрасли и позитивному эффекту для ведения бизнеса. Сегодня важно также предусмотреть меры по стимулированию развития цифровой инфраструктуры в стране.
По мнению пресс-службы "ЭР-Телеком Холдинга", Минцифры сегодня предельно внимательно относится к предложениям отрасли, стараясь оперативно, системно и комплексно подходить к этим важнейшим для цифровизации страны вопросам.
Пресс-служба "Ростелекома" поддерживает разработку пакета мер поддержки телеком-отрасли. ИКТ - очень динамичный сегмент, социальную значимость которого подчеркнула пандемия. Во многом благодаря отрасли были сохранен рабочий режим огромного количества компаний, вынужденных перейти на удаленку. Выросла востребованность и значение портала Госуслуг, с помощью которого осуществлялись важнейшие меры социальной поддержки населения.
Как следствие, существенно увеличилась нагрузка на сети связи - как фиксированные, так и мобильные, подчеркивают в пресс-службе "Ростелекома". И в целом, за последние пять лет общий интернет-трафик в стране вырос в шесть раз. Поэтому для внедрения новых технологий, умощнения и развития сетей, в том числе за пределами крупных населенных пунктов, действительно важны системные меры государственной поддержки.
МТС находится в диалоге с регулятором, сообщают в пресс-службе. Операторам необходимо наращивать инвестиции в запуск новых продуктов и технологий, в расширение и модернизацию сетей из-за растущего потребления трафика. Также появляются значительные дополнительные регуляторные нагрузки на телеком-отрасль. В этой ситуации необходимы меры поддержки.
В пресс-службе Tele2 отмечают, что оказание мер поддержки - необходимая для отрасли инициатива. Она должна способствовать поддержанию темпов развития телеком-инфраструктуры в эпоху ускоренной цифровизации, распространению высокотехнологичных решений в отрасли, повышению доступности цифровых сервисов для граждан и высокому качеству мобильных услуг.
Владелец юридической компании "Катков и партнеры" (КИП), член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков подчеркивает, что важно, как меры оценивает бизнес. Пока бизнес-ассоциации (РАЭК, АПКиТ) высказываются по их поводу позиивно. Следующий этап оценки - проверка в деле. Для этого нужно эти меры ввести, а потом подвести первые итоги через год, три, пять, и тогда, "на лету", совершенствовать их.
Юрист компании Rödl & Partner Илья Лоханин отмечает, что за время пандемии COVID-19 спрос на услуги операторов связи в России значительно вырос, среди прочего, благодаря массовому переходу компаний на дистанционную работу, введению режима самоизоляции в регионах и др. Тем не менее, как показывает статистика Минцифры, рынок телекоммуникаций показал в прошлом году отрицательную динамику доходности: объем рынка сократился примерно на 0,7 %: с 1,739 до 1,728 трлн руб. Связано это с необходимостью привлечения операторами дополнительных инвестиций на поддержание высокого качества услуг связи в условиях возросшего спроса, отменой роуминга, сокращением числа розничных продаж в салонах и т.д. Таким образом, отрасль телекоммуникаций также оказалась в числе пострадавших от пандемии, хоть и в значительно меньшей степени.
В то же время органы власти заинтересованы в интенсивном развитии отечественной отрасли информационных технологии и внедрении новых цифровых продуктов в экономику, что, среди прочего, демонстрируют многочисленные разработанные меры поддержки IT-сферы. При этом возможности реализации данных задач во многом зависят от качества телекоммуникационных услуг, на операторов которых, как было указано выше, ложится значительная дополнительная нагрузка в связи с ростом спроса на интернет-трафик и пр., подчеркивает Илья Лоханин.
В связи с этим, Илья Лоханин полагает, что меры поддержки отечественных телеком-компаний вписываются в общую тенденцию стимулирования цифровизации, заданную российскими органами власти, и потому являются своевременными. Более точную оценку указанным мерам можно будет дать после разработки конкретных инициатив, о которых заявило Минцифры.
Елизавета Неупокоева