Министерство финансов США исключило из своего санкционного списка телекоммуникационное оборудование и некоторые интернет-технологии. Об этом говорится в генеральной лицензии Минфина США, опубликованной накануне 7/04/2022. Документ имеет преимущество и поэтому отменяет часть положений санкций, введенных против России американским президентом Джо Байденом.
Согласно опубликованному документу, в США разрешены теперь все операции, которые необходимы для получения или передачи телекоммуникационного оборудования для компаний из России.
В частности, разрешается «экспорт или реэкспорт, продажа или поставка прямым или косвенным образом из США или американскими лицами, где бы они ни находились, в Российскую Федерацию услуг, программного обеспечения, аппаратных средств или технологий, связанных с общением через интернет, таким как обмен мгновенными сообщениями, видеоконференции, чат и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями, фильмами и документами, просмотр веб-страниц, ведение блогов, веб-хостинг и услуги по регистрации доменных имен, которые были запрещены положением о санкциях за вредоносную иностранную деятельность России».
В то же время в документе Минфина США оговаривается, что к оформлению сделок не разрешается привлекать российские финансовые институты, подпавшие под санкции. Запрещается «открытие или ведение корреспондентского счета или транзакционных счетов для или от имени» этих организаций.
Кроме того, запрещено списывать в оплату продаж «любые средства с находящегося на балансе американского финансового учреждения счета ЦБ, Фонда национального благосостояния или Министерства финансов РФ».
В документе не указывается напрямую, какие причины послужили для снятия запрета.
США начали вводить санкции, запрещающие продажу и поставку в Россию телеком-оборудования, после обострения ситуации в Украине в конце февраля. Среди прочего, под запрет попали продукты и услуги, несущие в себе американские технологии, потому что они могли применяться для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей РФ.
Санкции США коснулись всего экспорта полупроводниковых изделий, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, средств информационной безопасности, лазерной и сенсорной техники. Поставки этого оборудования были ограничены.
Под ограничения попали также ПО и оборудование для обмена информацией в Интернете, включая соцсети, стриминговые сервисы, сетевые коммутации, веб-хостинг и услуги по регистрации доменных имен.
Однако внесенные запреты нарушили ряд принципов, которые США официально обязаны поддерживать, согласно собственной Конституции. Это - свобода слова и гарантии неприкосновенности частной собственности. Из-за введенных санкций пользователи в России потеряли доступ к личной переписке, контактам и другой персональной информации.
Кроме того, введенный США запрет на поставку телекоммуникационного оборудования усилил угрозу для глобального развития собственной телеком-отрасли. Это связано с тем, что ранее США ввели ограничения на компанию Huawei. Фактически китайского вендора ограничили в доступе к патентам и новым стандартам в области сетевых технологий. Это не давало возможности Huawei развивать собственные сетевые технологические решения в прежнем масштабе и давало преимущество американским разработчикам.
После введения санкций против России США фактически стали подталкивать ее к выбору технологий Huawei в ходе будущей модернизации. Huawei получила преимущество в распространении своих технологий перед США на территории России.
Снятие запрета фактически означает, что рыночный бизнес-подход получил более высокий приоритет над прежним политическим решением.