В январе – июне россияне потратили на покупки в Интернете бытовой техники и электроники 1,8 млрд рублей, что на 2,4% меньше, чем годом ранее, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Отрицательная динамика зафиксирована впервые за всю историю российского онлайн-ретейла. Для сравнения: в прошлом году продажи бытовой техники и электроники в Интернете увеличились на 42%.
Причем тогда они росли по всей стране, а в этом году в плюсе остались только Дальневосточный и Центральный федеральные округа. Онлайн-продажи электроники и бытовой техники сократились: в СЗФО – на 10%, в Уральском — на 16%, в Приволжском — на 11%, в Южном и Северо-Кавказском — на 3,6%, в Сибирском — на 0,9%.
Среди категорий самое сильное снижение в целом по стране произошло у фототехники — на 32%. Впрочем, она и по итогам 2014 года была в минусе, но всего на 0,3%.
Потребительская электроника, которая в прошлом году была одной из самых динамичных категорий в Интернете (+63% к 2013 году), в этом просела на 15,7%. По компьютерам и ноутбукам снижение составило 5,2% против роста в прошлом году на 22%. Объемы реализации крупной и мелкой бытовой техники упали в январе – июне на 0,8%, тогда как в 2014 году они выросли на 56% и 32% соответственно.
В плюсе в этом году оказались только смартфоны, чьи продажи выросли на 23,6%, однако в прошлом году они росли в три раза быстрее (+64%).
Выживает крупнейший
Весь рынок электроники и бытовой техники, по оценке экспертов АКИТ, в целом по стране сократился за январь – июнь в денежном выражении на 15,6%, до 97,95 млрд рублей. На этом фоне снижение в интернет-сегменте не выглядит таким уж устрашающим. Более того, онлайн-торговцам даже удалось увеличить свою долю с 13,7% на июль 2014 года до 15,7% на июль 2015 года, подчеркивают эксперты.
Но на деле перераспределение произошло в пользу тех же крупнейших сетей. Несмотря на общее снижение, они демонстрируют довольно высокие темпы роста в Интернете.
К примеру, ретейлер «М.Видео» в своем отчете за полгода сообщает, что нарастил за шесть месяцев текущего года онлайн-продажи на 29% – до 8 млрд рублей, что составляет 10% от оборота. Основной рост пришелся на первый квартал (+31%), тогда как во втором прирост составил всего 4%.
У сети «Техносила» объем онлайн-продаж за первое полугодие вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 2,45 млрд рублей.
Неплохо чувствует себя и «Юлмарт», совмещающий интернет-продажи с форматом магазина-склада. Его выручка за первое полугодие приросла на 27%, до 21,6 млрд. Хотя самыми динамичными были новые для ретейлера продукты — детские товары, автотовары, товары для дома, 80% выручки все же принесли традиционные категории — электроника и бытовая техника.
По словам экспертов, в последние годы рост интернет-продаж электроники и бытовой техники в какой-то степени был искусственным. Крупнейшие сети запускали на своих сайтах сервисы онлайн-резервации и начинали классифицировать забронированные таким образом товары как интернет-продажи.
«Это то, что называется мультиканальной моделью. Если раньше человек шел в магазин и покупал телефон, теперь он заказывает его по Интернету и забирает в магазине. Или выбирает в магазине и заказывает доставку на дом. То есть рост происходит не за счет того, что люди больше покупают, а за счет того, что просто пользуются новыми возможностями», – комментирует Александр Иванов, президент Национальной ассоциации интернет-торговли.
Но в этом году ситуация кардинально изменилась. По словам сетевиков, приток покупателей им принес уход с рынка конкурентов в первую очередь "серых" игроков.
«До кризиса некоторые маленькие онлайн-магазины могли предложить лучшую цену, чем крупные сети, потому что ввозили гаджеты из-за рубежа, не платя за них пошлин. Масштабная девальвация лишила в конце прошлого года их конкурентного преимущества — потому что у нас были запасы, а у них нет», – говорит генеральный директор сети «Кей» Михаил Иващенко.
В первом и начале второго квартала они практически «не доставляли неудобств» "белым" игрокам, но когда курс рубля стабилизировался, они постепенно стали возвращаться на рынок, говорит топ-менеджер.
Ранее вице-президент «Евросети» Виктор Луканин оценивал долю "серого" рынка в категории телефонов и смартфонов в 18 – 20%.
Удар, несовместимый с жизнью
Однако свернуть бизнес были вынуждены и некоторые крупные онлайн-игроки.
К примеру, холдинг «Ютинет» (8-е место в рейтинге крупнейших российских интернет-магазинов в 2013 году) ушел с рынков Центрального и Северо-Западного регионов, сосредоточившись на развитии за Уралом. В апреле холдинг выставил на продажу интернет-магазины «Ютинет» и «Сотмаркет», решив сосредоточиться только на развитии магазина «Е96».
По мнению Михаила Иващенко, проблемы онлайн-ретейлеров обусловлены тем, что они работают под заказ, не имея собственных складов.
«Когда произошел резкий обвал рубля, ретейлеры, имеющие свои запасы, сумели сдержать рост цен. А вот те, кто был вынуждены закупать товары в ноябре-декабре у дистрибьюторов, оказались вне рынка. Для многих это был удар, несовместимый с жизнью», – комментирует гендиректор сети «Кей».
Петербургский онлайн-рынок обескровил еще и уход сети «Телемакс», также развивающей интернет-продажи и работающей в формате магазина-склада «Киберри». Этим объясняется тот факт, что онлайн-продажи бытовой техники в СЗФО просели в пять раз сильнее, чем в среднем по стране.
Во втором полугодии интернет-продажи электроники и бытовой техники пойдут в рост, обнадеживают аналитики АКИТ. По итогам всего года объемы вырастут до 185 млрд рублей, что соответствует уровню прошлого года.
Тем не менее оставшиеся на рынке онлайн-игроки активно инвестируют в развитие офлайновой инфраструктуры.
К примеру, интернет-гипермаркет Wikimart в августе открыл в Москве магазин-склад, переделав под него зал торжеств «Форум холл» в районе Павелецкого вокзала. До конца года компания планирует запустить еще один объект в одном из городов-миллионников.
Аналогичная тенденция наблюдается и в других сегментах интернет-торговли. К примеру, о планах запустить полноценный магазин заявил один из крупнейших продавцов одежды – KupiVip.
Впрочем, пока эти начинания – скорее эксперимент, чем реальная смена модели, считает Александр Иванов.
«Но инфраструктура отнюдь не панацея. Пример тому – рост популярности китайских онлайн-площадок, которые не имеют в России даже складов и отправляют товары в Россию через почту и логистические службы», – подчеркивает эксперт.
Впрочем, такая модель подходит разве что для небольших гаджетов. Тот же JD.com, объявивший этой весной о выходе на российский рынок, планирует арендовать в нашей стране собственные логистические мощности.
Галина Бояркова