С помощью нового кодека AMR-WB (Wide Band AMR) МТС расширила канал передачи звуковых частот в GSM-сетях в несколько раз - до диапазона от 50 до 7000 герц и выше.
"Включение технологии HD-Voice в сетях "второго поколения" позволяет МТС увеличить зону действия голосовых сервисов в HD-качестве, включив в них дачные и малочисленные поселки, автомобильные дороги, железнодорожные магистрали, природные парки, акваторию озер, водохранилищ, а также острова на всей территории России от Камчатки до Калининграда", - сообщает МТС. Инвестиции в запуск технологии HD-Voice на GSM-сетях по всей территории России, компания не раскрывает.
По мнению финансового аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, вряд ли инвестиции непосредственно в запуск технологии были сколь-нибудь заметны в масштабах совокупного CAPEX МТС. Капитальные затраты МТС в первом полугодии нынешнего года составили 53,6 млрд руб.
По словам вице-президента МТС по технике и ИТ Андрея Ушацкого, наряду с расширением географии действия скоростного Интернета в сетях LTE и 3G, компания активно обновляет стандарты передачи голосового трафика. За последние два года, заметил он, абоненты МТС стали разговаривать почти на треть больше. Андрей Ушацкий добавил, что сегодня почти 80% звонков абонентов МТС приходятся на вызовы внутри сети.
"Внедрение технологии HD-Voice позволит улучшить характеристики разговора именно для наших действующих абонентов. Мы видим существенный рост популярности технологии HD-Voice в России – сегодня несколько тысяч моделей смартфонов поддерживают разговоры в высокой четкости, а объем разговоров в HD-качестве увеличивается на 40% ежеквартально", - отметил Андрей Ушацкий.
Основной смысл запуска HD-Voice в сетях 2G МТС, считает Тимур Нигматуллин, это поиск устойчивого конкурентного преимущества в регионах на фоне усиления конкуренции с другими операторами, в частности с Tele2.
У МТС это уже не первый проект, связанный с HD-Voice. Так, в 2012 г. МТС запустила технологию HD-Voice во всех регионах России на сетях 3G. "Первой запустив технологию передачи голоса высокой четкости на территории страны в сетях 3G и в 2G, МТС подтвердила статус инновационного оператора федерального масштаба", - подчеркнул Андрей Ушацкий.
Тем не менее, представитель ПАО "МегаФон" напомнил в разговоре с репортером ComNews, что компания запустила технологию HD-Voice по всей России еще в 2010 г., при активной стройке 3G сети.
"Технология работает в сетях в 2G и в 3G, для этого установлен объединенный коммутатор. Благодаря этой технологии абоненты "МегаФона" могут разговаривать по телефону с "эффектом присутствия", - пояснил представитель "МегаФона". Он добавил, что сейчас в основном технология HD-Voice работает в 3G сетях "МегаФона", потому что GSM-канал слишком узкий для нее.
Пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева сказала, что HD-Voice компания развертывает в зависимости от концентрации различных типов устройств, динамики трафика и абонентской базы. "В Москве у нас реализован HD-Voice как в 3G сетях так и 2G и LTE. Кроме того, у нас реализован HD-Voice в сетях 3G между городами Москва и Петербург", - рассказала Анна Айбашева. - На текущий момент мы также предоставляем технологию HD-voice в 3 G на 60% территории РФ. Дальнейшая ее имплементация – как в 3G, так и 2G будет основываться исходя из концентрации абонентского трафика".
Tele2 (ООО "T2 Мобайл") тоже уже запустила технологию HD-Voice в опытную эксплуатацию на сетях третьего поколения в нескольких регионах страны. Так, например, звонки с качеством голоса в формате HD уже доступны абонентам оператора Москвы и Московской области. "Москва стала первым регионам, где услуги высокой четкости голоса стали доступны абсолютно всем абонентам, чьи устройства поддерживают соответствующие кодеки", - уточнила пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.
Активировать HD-Voice на сетях 3G по всей территории России Tele2 планирует в 2016 г. "Запуск технологии HD-Voice на сетях 3G является логическим продолжением работы Tele2 по улучшению качества голоса при звонках, особенно внутри сети. Напомню, что в 2012-2013 гг. Tele2 запустила технологию TFO (Tandem Free Operations), которая позволила улучшить качество передачи речи при звонках внутри сети", - резюмировала Ольга Галушина.
По словам руководителя департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталия Солонина, внедрение технологии HD-Voice не имеет четко обоснованного бизнес-кейса, поскольку не понятно, как операторы смогут заработать на этой услуге. Нужно учесть, добавил он, что в настоящее время тарификация звонков высокой четкости ничем не отличается от обычных звонков. "Поэтому такие инициативы можно рассматривать, скорее, как один из маркетинговых инструментов и саморекламы операторов", - заключил в беседе с ComNews Виталий Солонин.
С ним согласен и начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, говоря, что внедрение данной технологии не дает особых преимуществ и используется исключительно в маркетинговых целях. Он заметил, что основная проблема у операторов - это развитие IP-телефонии, где растут объемы трафика.
"Внедрение HD-Voice может быть использовано как способ борьбы со Skype и аналогичными сервисами за голосовой трафик, прежде всего, в корпоративном сегменте", - не исключил Георгий Ващенко.
Андрей Федосеев