Прежде всего, технический директор «МТС Северо-Запад» Дмитрий Смирнов поделился с присутствующими итогами развития сети. По его словам, в минувшем году сеть 3G была запущена во всех регионах СЗФО, при этом число базовых станций 3G на Северо-Западе выросло более чем в два раза (конкретно в Петербурге – в два, а в Ленобласти – в четыре раза). В 2011 году, по прогнозам компании, на 90 % площадок в СЗФО, где сейчас установлены базовые станции 2G, будут также и базовые станции 3G. До конца текущего года, как заявил г-н Смирнов, покрытие сети 3G будет обеспечено на всех станциях Петербургского метрополитена (сегодня покрытие есть на 30 % станций). Также за отчетный период МТС построила и приобрела более 2000 км волоконно-оптических линий. Пропускная способность транспортного узла увеличена в два раза. Сейчас транспортный узел пропускает 40 % международного трафика абонентов МТС в России.
Об успехах рынка передачи данных рассказал директор филиала «МТС Северо-Запад» Иван Золочевский. Интернет-трафик МТС в СЗФО к декабрю прошлого года по отношению к декабрю 2009 года вырос в 7 раз. Темпы роста выручки компании от услуг доступа в Интернет (за тот же период), разумеется, существенно меньше – 61 %. Тенденция гигантского роста трафика и несоответствия его выручке в 2010 году стала понятна всем операторам, однако г-н Золочевский все же позитивно оценивает перспективы развития этого сегмента. «С тем, что рост трафика не соответствует росту выручки, мы уже смирились, но это не означает, что он не устраивает инвесторов или аналитиков. Понятно, то на 2011 год мы не прогнозируем 61 %, но то, что это будет двузначное число – совершенно точно. Мы не планируем уменьшать или стабилизировать выручку», – заявил спикер. Выручка же МТС от услуг доступа в Интернет в Петербурге и Ленинградской области выросла на 72 %.
Директор филиала «МТС Северо-Запад» Иван Золочевский
Мобильным Интернетом на Северо-Западе пользуются 22 % всех абонентов МТС, в 2010 году вышли на рынок и стали актуальны безлимитные интернет-тарифы. Из всех пользователей мобильного Интернета 33 % – абоненты дата-тарифов, не подразумевающих использование голосовой связи, а применяющихся для передачи данных. Успешными для компании были продажи 3G-модемов – в 2010 году они выросли в 2,9 раза по сравнению с 2009 годом. Однако этот рынок, по словам г-на Золочевского, постепенно сокращается не только в связи с экспансией операторов фиксированной связи, но и потому, что он зависит от производителей и продаж другого оборудования. 2011 год, по прогнозам спикера, будет, скорее всего, последним годом продаж 3G-модемов на рынке. Зато, уточняет Иван Золочевский, сегодня приобретают спрос 3G-роутеры – следующий шаг в развитии рынка абонентских устройств.
Топ-менеджеры Северо-Западного филиала МТС общаются с журналистами
Отражает МТС и общую тенденцию небольшого прироста абонентской базы: по словам начальника отдела маркетинга и розничного рынка «МТС Северо-Запад» Елены Копшарь, за 2010 год число абонентов в СЗФО увеличилось на 4,5 %. В Петербурге и Ленобласти эта цифра составляет 7 %. Средний потребитель услуг компании тратит на мобильную связь 230 рублей и говорит по телефону около 4 часов в месяц. Отметила г-жа Копшарь и хорошие темпы роста междугородного и международного трафика – междугородная связь за 2010 год выросла на 49 %, а международная – на 180 %. Связано это с общей для всех операторов тенденцией оптимизировать роуминговую связь. Компания уже выпустила на рынок ряд тарифных опций для межрегионального и международного общения.
«Очевидно, что все операторы мобильной связи, и МТС в том числе, предлагают свои услуги не только для звонков внутри домашнего региона, но и по России и миру. Надо сказать, что усилия операторов дают определенные изменения в потребительском поведении. Если абоненту нужно позвонить в другой город, он уже в редких случаях пользуется другими источниками связи, как это было ранее. В массовом потребительском поведении очевидны огромные сдвиги именно в плане того, что потребитель не ограничивает себя в общении по межгороду», – отмечает Иван Золочевский.
Тарифная политика МТС в 2010 году изменилась: количество тарифных планов сократилось до 5 основных, но при этом абонент может установить себе необходимые опции. По словам Елены Копшарь, самые популярные опции МТС – это «Безлимит за 2 рубля», пакеты SMS и «Безлимитный Интернет с телефона». Причем если доля продаж опций в начале 2010 года составлял лишь 3 %, то в январе 2011 года она увеличилась до 45-50 %. Большие усилия компания направляла и продолжает направлять на улучшение клиентского опыта и лояльности абонентов. С этой целью было проведено изменение интерфейса интернет-портала МТС, интернет-помощника и мобильного портала для удобства пользования, введены бесплатные сервисы – мобильная детализация, звонок в колл-центр в международном роуминге, мобильный портал во внутрисетевом роуминге.
В целом при стабилизации рынка МТС планирует уделять особое внимание тем конкурентным фактором, которые сейчас наиболее актуальны для абонентов: это увеличение лояльности потребителя, оптимизация роуминга, а также предоставление возможности безлимитной передачи данных для пользователей смартфонов и развитие VAS-услуг.
Что касается корпоративного рынка, то компания открыла цифры роста выручки в этом сегменте – 7,8 % в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Абонентская база увеличилась на 15 %. Заметные тенденции на этом рынке – увеличение популярности сегмента M2M (подробнее об этом направлении см. новость раздела МТС от 26 ноября 2010 г.), различных тарифных опций, в том числе и оптимизирующих роуминг. Иван Золочевский поделился также успехами развития розничной сети: за прошлый год – это 33 новых точки продаж, рост числа офисов продаж – 6 %, рост товарооборота – 41 %. По его словам, активного увеличения количества новых офисов продаж МТС более не планируется, поскольку эта ниша уже достаточно заполнена.