Компания «Стек» была основана в 2002 году и сначала специализировалась на обслуживании офисной техники и локальных вычислительных сетей. В настоящее время компания также оказывает услуги по поставке и установке лицензионного программного обеспечения Microsoft, 1C, «Лаборатории Касперского» и др. В июне 2006 года «Стек» стал официальным партнером корпорации Microsoft в сфере информационных технологий для малого и среднего бизнеса (Microsoft Small Business Specialist). В числе постоянных клиентов компании – гостиница «Прибалтийская», российско-финская строительная компания «Лемкон», межрегиональный жилищно-строительный кооператив «Строй и Живи», издательство «Техническая книга» и др.
Задумываться о развитии CRM-направления в компании начали в начале 2006 года. «Мы хорошо понимали перспективы этого рынка, к тому же CRM стало логичным продолжением развития нашей компании, – рассказывает менеджер по маркетингу компании «Стек» Михаил Талалай. – Процесс выбора партнера-разработчика занял около двух месяцев: мы рассматривали несколько систем, в числе которых были, например, «Монитор CRM» и WinPeak CRM. В конечном итоге мы остановились на предложении Terrasoft по двум причинам: во-первых, уровень самой системы, её функционал, известность, дружественный интерфейс; во-вторых, поддержка со стороны премьер-партнера Terrasoft по Северо-Западу компании «Лабитек». Сам процесс получения статуса консультанта занял пару недель, и не был связан с какими-то мероприятиями по аттестации наших специалистов. Хотя, если говорить об уровне подготовки, стоит отметить, что наши сотрудники имеют опыт внедрения CRM-систем, не считая того, что в предшествующий период они приложили максимум усилий к самостоятельному изучению системы Terrasoft. Однако, мы планируем регулярно повышать квалификацию специалистов, занятых в развитии этого направления: в данный момент при участии компании «Лабитек», а в среднесрочной перспективе – и на базе компании-разработчика». Как сообщили в компании «Стек», ожидается, что до конца текущего года будут подписаны 2-3 контракта на внедрение Terrasoft CRM.
«Стек» стал четвертой компаний, представляющей Terrasoft CRM в Северо-Западном регионе: ранее внедрением этого продукта занимались компании «Аскод» и BIT-Systems, являющиеся официальными дилерами разработчика, а также компания «Лабитек», с 2004 года обладающая самым высоким партнерским статусом Terrasoft – «премьер-партнер» – и уполномоченная развивать партнерскую сеть в регионе. Генеральный директор компании «Лабитек» Виталий Горелов пояснил, что новый статус «Стека» – шаг именно в этом направлении и в данный момент ведутся переговоры еще с несколькими компаниями, заинтересованными в партнерских отношениях с Terrasoft. «Появление новых партнеров в Санкт-Петербурге вызвано тем, что растет востребованность Terrasoft CRM на рынке. Многие компании сейчас осознанно инвестируют средства в построение четкой схемы по работе с клиентами, и Terrasoft через своих партнеров предлагает клиентам все необходимое для этого, располагая опытом в реализации комплексных CRM-проектов, методологией консультирования в области продаж, маркетинга и сервиса, а также продуктом, объединяющим возможности ведущих западных продуктов с ценами российских разработок. Компания Terrasoft является одним из лидеров в России по CRM-решениям: например, в Москве этот продукт представлен девятью партнерами, не считая представительства компании Terrasoft в России, так что петербургской сети есть куда развиваться. Мы поддержали компанию «Стек», поскольку это коллектив, который обладает всеми необходимыми знаниями для работы с таким мощным решением, как Terrasoft CRM 3.0: это и бизнес-консультанты, и коммерческие специалисты, и люди, которые отвечают за техническую реализацию проектов», – говорит Виталий Горелов.
«У компании Terrasoft очень грамотно выстроена партнерская маркетинговая программа, - комментирует руководитель отдела маркетинга компании «Аскод» Светлана Оловянникова. – Специфика бизнеса такова, что партнеры Terrasoft – это равноценные участники партнерской экосистемы. Каждая компания, представляющая Terrasoft, не продает CRM-систему, а предлагает CRM-проект, состоящий из 5 этапов, проведение каждого из которых требует высокой квалификации специалистов, поэтому над многими проектами мы работаем совместно, приглашая профессионалов из других компаний. Кроме того, на основании опыта и внедренных решений между партнерами Terrasoft есть условное деление рынка по отраслям. По всем этим причинам я не стала бы говорить о конкуренции на петербургском рынке внедрений Terrasoft CRM».
В настоящее время на петербургском рынке представлены как отечественные, так и западные CRM-системы; стоит также отметить, что в этом сегменте есть как самостоятельные программы, так и модули ERP-систем. В ожидании бума на рынке CRM-решений, который прогнозировался специалистами еще на 2003 год, российские и западные компании несколько лет назад начали продвижение своих программных продуктов, а заодно и популяризацию CRM-технологий как таковых. На рынке присутствуют такие западные разработки, как Oracle, Siebel, SalesLogix, GoldMine, Microsoft CRM, SuperOffice и др. Отечественные системы уже давно приблизились по функциональности к ведущим западным системам, а в некоторых аспектах, связанных с российской спецификой ведения бизнеса, даже превзошли их: из числа разработчиков России и СНГ стоит отметить, помимо Terrasoft, такие компании как «Компас», «1С», «БМикро», «Эксперт Системс». Проекты по внедрению Terrasoft CRM реализованы в ряде петербургских компаний, в числе которых официальный дистрибьютор «АвтоВАЗ» на Северо-Западе компания «Питер-Лада», рекламное агентство Zero, группа предприятий «Союз», производитель косметики и бытовой химии «Химрос», страховое общество «Помощь» и др. Стоит отметить, что компания Terrasoft позиционирует свое решение как альтернативу, в первую очередь, GoldMine и Microsoft CRM. Последняя из этих систем на сегодняшний день лидирует в Петербурге по количеству внедрений, будучи представлена партнерами Microsoft, в числе которых такие компании, как, например, «Поликом Про», Digital Design, Softline и др.
Что касается прогнозировавшегося рыночного бума, некоторые наблюдатели отмечают, что началом такового можно считать 2005 год, хотя спрос и по сей день не достиг своего пика. Однако есть и пессимистичные оценки: «Рынок внедрений CRM в Петербурге незначительный. Мы не наблюдаем существенной положительной динамики в сторону увеличения числа успешных проектов, и, скорее всего, дело не в функциональных возможностях предлагаемого на рынке программного обеспечения CRM, а в неготовности компаний к эксплуатации систем данного класса: продукты CRM требуют достаточно высокой организованности и культуры работы с данными, что является для многих компаний камнем преткновения», – прокомментировал директор компании «Мегаполис» Вячеслав Мусиенко.
«Системам управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) в последнее время отводится все более важная роль в качестве средств управления. Количество пользователей CRM непрерывно растет. Этому способствуют две тенденции: усиление ориентации компаний на клиентов, как следствие усиления конкуренции на всех рынках, и необходимость описания внутрифирменных бизнес-процессов и регламентов работы сотрудников для оптимизации работы фирмы в целом» - резюмирует Светлана Оловянникова.