Две из опрошенных ComNews компаний - ОАО "Комкор" (бренд "Акадо Телеком") и ОАО "Ростелеком" - признали возможное изменение тарифной политики.
"В условиях сложной ситуации на валютном рынке "Акадо Телеком" прилагает максимум усилий для того, чтобы не допустить роста тарифов на услуги, несмотря на рост наших затрат. Но мы не исключаем того, что нам придется пересмотреть тарифную политику. В интересах клиентов у нас по-прежнему действуют выгодные комплексные предложения на услуги ШПД и цифрового телевидения", - заметил представитель "Акадо Телекома".
Точечные решения по индексации архивных тарифных планов (подключения на которые закрыты) возможны, если ARPU по ним существенно ниже среднерыночных показателей, в свою очередь уточнил представитель "Ростелекома". Оператор уже с декабря прошлого года проводит акции "Верная цена" и "Выгодное оборудование", которые позволяют зафиксировать уровень тарифов как минимум на год пользования услугами "Домашний Интернет" и "Интерактивное ТВ". "Также "Ростелеком" 9 февраля нынешнего года начинает федеральную акцию "Мощный Интернет", по условиям которой абонент может получить постоянную скидку в размере 50% на высокоскоростной интернет-тариф при подключении пакета услуг "Домашний Интернет" плюс "Интерактивное ТВ", - добавил представитель "Ростелекома".
Несмотря на то что на рынке существуют предпосылки для пересмотра операторами своей тарифной политики, ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) пока не планирует повышать стоимость услуг ШПД. "В 2013 г. ТТК ввел новую тарифную линейку для розничных абонентов по всей России, а в 2014 г. – унифицировал тарифные предложения во всех регионах присутствия, повысив скорость интернет-доступа в среднем на 20-30%, и в ближайшей перспективе мы намерены работать в рамках существующих предложений", - отметил представитель ТТК.
Повышать тарифы на проводной ШПД пока не планируют и ОАО "ВымпелКом" с NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", 100%-ная "дочка" ОАО "МегаФон"). "NetByNet делает все возможное, чтобы удерживать тарифы на уровне прошлого года", - подчеркнул представитель NetByNet. Однако он не уточнил, какими мерами компания удерживает уровень тарифов.
Руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников в пятницу отказался уточнить, будет ли компания повышать тарифы на услугу проводного ШПД или нет. Однако он отметил, что в течение 2014 г. компании удалось увеличить скорость доступа в Интернет за счет модернизированных сетей FTTB в регионах России и новой сети ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) GPON в Москве, где реальная скорость доходит до 1 Гбит/с. "При этом удельная стоимость одного Мбит/с в Москве сократилась в полтора раза, а в регионах - вплоть до трех раз", - подчеркнул Дмитрий Солодовников.
По мнению ведущего аналитика АО "Газпромбанк" Сергея Васина, операторы будут повышать тарифы на услугу проводного ШПД аккуратно. "Если они начнут повышать тарифы, то не резко и с явной оглядкой друг на друга, так как никто из них не хочет, чтобы начался отток абонентов к конкуренту", - считает Сергей Васин. В сложившейся экономической ситуации операторы наверняка пойдут на снижение рентабельности данной услуги, не исключает Сергей Васин.
Консультант iKS-Consulting Максим Савватин тоже уверен, что ШПД-операторы будут повышать тарифы аккуратно: "Тарифы на проводной ШПД в массовом сегменте операторы будут поднимать осторожно, чтобы не потерять свою долю на рынке. Резких повышений тарифов точно не будет".
По мнению руководителя группы исследователей-аналитиков J'son & Partners Сonsulting Кирилла Локтева, сильная конкуренция и снижение покупательной способности не позволят ощутимо увеличить плату за услуги ШПД.
"При этом абонент всегда может сменить тариф на более дешевый с меньшей скоростью доступа в Сеть. Сейчас даже минимальные тарифные планы в крупных городах обеспечивают приемлемую скорость для веб-серфинга, просмотра онлайн-видео и скачивания медиаконтента. Стоит отметить, что кризис 2008 г. не повлиял на сегмент домашнего доступа в Интернет, абоненты активно подключали услугу в тот период, и тарифы продолжали снижаться", - сказал Кирилл Локтев.
"Есть ряд факторов, влияющих на возможное повышение тарифов. В первую очередь отмечу ослабление рубля, которое сказывается на издержках, связанных с импортом некоторых компонентов ШПД-оборудования. Доля валютных капитальных затрат может достигать 30-40%. Даже без учета капитальных затрат часть операционных издержек по обслуживанию ШПД-сетей выражены в валюте", - в свою очередь заметил младший аналитик Rye, Man & Gor Securities Егор Дахтлер.
Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, наоборот, считает, что на рынке достаточно дешевого оборудования, поэтому причин для повышения тарифов на услугу проводного ШПД нет.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин тоже исключает повышение тарифов на данную услугу. "Даже в условиях растущей экономики средняя стоимость фиксированного ШПД снижалась. Конкуренция слишком высока для того, чтобы операторы могли себе позволить поднимать тарифы", - резюмировал Сергей Либин.
Согласно данным исследовательского агентства "ТМТ Консалтинг", по предварительным итогам 2014 г., по размеру абонентской базы ШПД в России лидером стал "Ростелеком" (10,3 млн абонентов). Второе место за ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" (торговая марка "Дом.ru", 2,7 млн клиентов). Следом идет МТС, у которой объем клиентской базы составил 2,4 млн домохозяйств. На четвертом месте расположился "ВымпелКом" с базой в 2,2 млн клиентов, замыкает первую пятерку ТТК - 1,3 млн абонентов.
Согласно результатам опроса, проведенного ComNews в рамках рубрики "Вопрос недели" (проводился со 2 по 6 февраля 2015 г.), 42,41% респондентов уверены, что операторы увеличат тарифы на услугу проводного ШПД в ближайшее время. 33,62% считают, что этого не произойдет. По мнению 12,76% респондентов, повышение тарифов на услугу проводного ШПД зависит от размера бизнеса провайдера, и 11,21% ответили, что операторы уже повысили тарифы.
Андрей Федосеев