21 июля петербургские журналисты получили возможность протестировать новый сервис оплаты проезда в наземном транспорте. Специальные ридеры, установленные на поручнях автобусов, предназначены для любых типов банковских карт: чиповых (EMV), с магнитной полосой и бесконтактных MasterCard PayPass и Visa PayWave. В соответствии с типом оплаты, необходимо вставить карту с чипом в ридер, провести магнитной полосой или приложить карту к считывателю. Если попробовать оплатить карточкой с магнитной полосой и чипом, то система автоматически предложит оплату чипом: так безопаснее. Для подтверждения оплаты пассажир получает чек (он же билет) с указанием, помимо других реквизитов, номера автобуса и маршрута, суммы платежа и наполовину скрытый номер карты - так же, как и в чеке из банковского терминала. Персональные данные на билете не указаны, пин-кода терминал не запрашивает. Инструкция по пользованию устройством размещена в салоне автобуса.
Инструкция по пользованию терминалом на русском и английском языках
На мероприятии, посвященном запуску сервиса, присутствовали генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин, председатель Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Дмитрий Курдюков, вице-президент, старший менеджер по развитию бизнеса MasterCard в России Антон Шигапов и руководитель проектов ООО «Бриз Технологии» Владислав Иванов. Спикеры пояснили, что проект реализуется СПб ГУП «Пассажиравтотранс» совместно с MasterСard, Северо-Западным банком Сбербанка России и ООО «Бриз Технологии» как поставщика оборудования. При этом интересно, что ридеры — отечественного производства. Сегодня они установлены на всех 19-ти автобусах маршрутов № 39 и 39Э, курсирующих от ст.м. «Московская» до аэропорта Пулково. Эти маршруты были выбраны не случайно: одними из тех, кто обязательно оценит преимущества нового сервиса, — иностранные граждане, совершающие поездку из аэропорта и, возможно, не знакомые с особенностями организации пассажирского транспорта в Петербурге.
Председатель Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Дмитрий Курдюков
и генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин
Кроме того, как отметил Андрей Лызин, данный проект поддерживает программу развития Санкт-Петербурга как туристического центра. «Много инноваций, касающихся транспорта, появилось именно в Санкт-Петербурге. И сегодня нам снова удалось совместить новейшие банковские технологии с транспортными», - заявил он.
Стали известны и технические подробности сервиса: передача данных происходит по каналам сотовой связи GPRS и 3G. В ридер встроена SIM-карта, через которую данные передаются в процессинговый центр банка. Для сравнения: по тому же принципу устроены беспроводные терминалы для расчета в ресторанах. Такое устройство применимо в любом передвигающемся объекте — не только в наземном транспорте, но и, например, в самолете.
Что касается информационной безопасности — расплачиваться банковской картой ничуть не опаснее, чем, скажем, в торговом центре.
Терминал оплаты и выданный им чек-автобусный билет
Спикеры уточнили, что «Пассажиравтотранс» пока не приобретал оборудование: пилотный проект осуществляется силами партнеров, в том числе при активной поддержке MasterСard и благодаря инициативе Администрации Санкт-Петербурга. По итогам тестовой эксплуатации перевозчик рассмотрит все преимущества новой технологии, чтобы определиться с ценой и объемом установки.
* * *
После завершения презентации Дмитрий Курдюков ответил на вопросы SpbIT.ru:
– Как Сбербанк видит свою роль в развитии средств электронных платежей в общественном транспорте?
– Сбербанк старается быть локомотивом внедрения и продвижения новых технологий и способов обслуживания населения не только в предоставлении традиционных банковских услуг, но и в упрощении жизни горожан в элементарных бытовых ситуациях. Показанный сегодня проект — хороший пример этому. Процедура оплаты проезда является ключевой при оценке качества сервиса перевозчика. Теперь поездка на общественном транспорте доставляет меньше неудобств: технология, которую мы запустили, позволяет использовать все три способа оплаты банковской картой. Оплата и получение чека не требует наличия кондуктора и занимает буквально секунду, таким образом экономится время. Думаю, что этот способ быстро приживется. А наша задача сейчас — как можно скорее провести пилот и приступить к массовой установке терминалов на всех видах транспорта в Санкт-Петербурге других городах Северо-Запада.
Дмитрий Курдюков демонстрирует возможности терминала — работу с тремя видами банковских карт
– Как и кем будет финансироваться массовая установка терминалов?
– Конечно, необходимы вложения со стороны всех участников проекта. Но поверьте — они гораздо меньше тех затрат, которые приходится сегодня нести пассажирским перевозчикам для контроля оплаты проезда. Даже в этом пилотном проекте мы рассчитываем, что установленные устройства окупятся в течение одного-полутора месяцев. Это удобный и надежный сервис, позволяющий контролировать весь процесс оплаты всем заинтересованным сторонам.
– Потребовались ли для реализации этого проекта дополнительные настройки в учетной и других системах банка?
– Настройки в системе платежей произведены, но они не радикальные и не отличаются от тех настроек, которые сегодня присутствуют в нашей экваринговой сети - на банковских терминалах в торговых сетях, ресторанах и т. д. Таким образом, доработка была функционально не существенная, но тем не менее очень тонкая, так как мы использовали новые технологии, на новом для нас виде объекта — транспорте. Поэтому процесс требовал взаимодействия и слаженной работы всех участников проекта.
* * *
Напомним, что Северо-Западный банк Сбербанк России также реализует проект совместно с ГУП «Петербургский Метрополитен» по пополнению льготных проездных билетов и совместно с ГП ПО «Псковавтотранс» по продаже билетов на автобусы через устройства самообслуживания. Кроме того, банк активно продвигает среди своих абонентов системы электронных платежей и бесконтактного обслуживания (например, веб-сервис «Сбербанк Онлайн»).