«Билайн» защитил докторскую… экосистему. «Мой доктор» уже доступен для скачивания в Петербурге и по всей России

«Уберизация» рынка практически во всех отраслях продолжает набирать обороты, и даже, казалось бы, довольно консервативная сфера здравоохранения всё больше уходит в виртуальную среду. В конце ноября в Санкт-Петербурге «Билайн» представил свой новый телемедицинский сервис «Мой Доктор», созданный в партнерстве с российским разработчиком в области телемедицины и онлайн-консультирования ООО «Мобильные Медицинские Технологии» на базе приложения «Онлайн Доктор». Сервис, впрочем, позиционируется как целая медицинская экосистема, объединяющая услуги врачей, лабораторий, центров здоровья, фитнес-центров и других учреждений – а также программу лояльности и рейтинговую систему.

Симптомы и диагноз

По утверждению вице-президента по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом» Джорджа Хелда, сегодня у граждан во всем мире происходит изменение в мышлении, возрастает интерес к здоровому образу жизни и появляется стремление выглядеть хорошо. Происходит это во многом из-за усиления конкуренции между людьми. Причем, по статистике, в России уровень заботы людей о своем здоровье выше мировых стандартов: 79% наших соотечественников ведут активный образ жизни, а тема здоровья и фитнеса постоянно находится в ТОП-10 запросов в поисковых сетях. Трудно сказать, насколько эта статистика корректна, особенно в пределах разных регионов страны, но факт остается фактом: «Билайн» активно взялся за развитие мобильных сервисов и услуг в сфере ЗОЖ.

 

Джордж Хелд, вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом»

 

«Запуск опции «Гиги за шаги» шесть месяцев назад стал знаковым событием, которое позволило нам пересмотреть то, как люди в России относятся к здоровому образу жизни. За каждые 10 тысяч пройденных шагов мы давали 100 Мб трафика. Так вот, общее количество шагов, которые люди сделали в рамках этой программы, сопоставимо с тем, как если бы они 408 раз обошли вокруг земного шара. Это феноменальное количество и очередное доказательство, что здоровье и то, как мы его отслеживаем, является составной частью жизни», – заявил Джордж Хелд. Цифры, безусловно, потрясающие, хотя придирчивый читатель поставил бы под сомнение и тот факт, насколько польза от хождения компенсирует нагрузку на глаза, которую абонент оператора получит, используя бонусный трафик.

 

Денис Юдчиц, генеральный директор ООО «Мобильные Медицинские технологии»

 

Впрочем, для стремительного развития рынка телемедицины действительно существуют объективные предпосылки. Со-основатель и генеральный директор ООО «Мобильные Медицинские технологии» Денис Юдчиц среди таких предпосылок отметил рост использования удаленных сервисов в целом. «Через мобильные приложения мы пользуемся услугами доставки еды, заказа такси, банкингом. Большинство этих сервисов появились всего лишь лет пять назад, но сегодня наше существование без них представить невозможно. То же самое происходит со здравоохранением: через несколько лет формат телемедицины будет восприниматься таким же обыденным, как и традиционная медицина», – отметил спикер. Он также упомянул о вступившем в силу с 1 января 2018 года законе о телемедицине – еще одним катализатором рынка в России.

 

 

Глобальными драйверами рынка были названы удорожание медицинской помощи, снижение доступности врачей и развитие хронических заболеваний. Перевод медицинских услуг в режим онлайн, хотя и не является панацеей от всех бед и не призван полностью заменить традиционный очный прием врача, во многом может помочь решению этих проблем. По объемам рынка: в 2017 году суммарно телемедицинские сервисы (включая рынок страхования) смогли собрать выручку около 1 млрд рублей. Прогноз рынка – ежегодное удвоение и достижение объема 45-65 млрд рублей к 2023 году (оценка экспертов ВШЭ).

Рецепт – экосистема здоровья

С помощью платного сервиса «Мой Доктор» абоненты «Билайна» могут получить комплекс медицинских услуг, в их числе: профессиональная медицинская онлайн-консультация практикующего врача, запись на очный прием к врачу и в лабораторию для сдачи анализа, а также набор скидок и предложений на услуги и товары для здоровья. На данный момент консультации проводят более 150 врачей, в том числе узкопрофильных специалистов по 42 медицинским направлениям. Кроме того, партнерами сервиса «Мой Доктор» стали лабораторная служба «Хеликс», федеральная сеть медицинских лабораторий «Гемотест», клинико-диагностические лаборатории KDL, сервис по записи к врачу DocDoc, производитель эко-товаров 4fresh, сеть фитнес-центров FITMOST и другие компании – их список будет пополняться. Специально для пользователей сервиса «Билайн» они предлагают особые условия: скидки на анализы в лабораториях, кешбек и т. д. – в зависимости от типа учреждения. Еще один элемент экосистемы – медицинские гаджеты, интегрированные с приложением, – оператор обещает внедрить в будущем.

«Огромное количество людей обращаются с медицинскими вопросами к «Доктор Google» и другим интернет-ресурсам, начинают самолечение. Это огромная проблема, так как рекомендации подобных ресурсов не всегда правильны. Для нас было важно предоставить абонентам альтернативу: общение с профессиональными врачами, но и не только его. Мы создали полную экосистему, включающую первичное общение с врачом, назначение анализов и консультацию. Сервис «Мой доктор» может использоваться в критических, неотложных ситуациях: например в случае инсульта у вашего соседа или в те несколько минут, пока к больному едет скорая. Врачи подскажут, что нужно и что не нужно делать именно в этот момент», – говорит Джоржд Хелд.

В мобильном приложении можно просмотреть список доступных врачей, основное и дополнительное образование, сертификаты каждого из них, получить рекомендации или «второе мнение» врача (в том числе педиатра), расшифровать результаты анализов, доступна также запись на прием в клиники (в партнерстве с сервисом Сбербанка DocDoc), направление в лаборатории, проведение исследований со скидками и специальные предложения от партнеров. Сервис доступен независимо от местоположения пользователя и в любое удобное время. Максимальное время ожидания ответа дежурного специалиста составляет 3 минуты.

Цена вопроса

Доступ к медицинским услугам в мобильном приложении «Мой Доктор» предоставляется на условиях ежемесячной абонентской платы. Базовая подписка (199 рублей в месяц) включает в себя безлимитные консультации с терапевтом и педиатром, одну консультацию узкопрофильного специалиста, функции расшифровки анализов и «второго мнения» (разбор заключения лечащего врача), ведение электронной медицинской карты, электронную запись на очный прием и в медицинскую лабораторию.

Премиум подписка (499 рублей в месяц) включает в себя, помимо всего вышеперечисленного, предложения от партнеров проекта: скидки 25% на анализы, от 40р до 250р кешбек в клиниках, от 40р до 250р кещбек на стоматологические услуги, 15% на товары для здоровья в 4fresh.ru, 15% на первый фитнес-абонемент в FITMOST, 3 консультации узкопрофильного специалиста (вместо одной в базовом пакете).

Приложение «Мой Доктор» доступно для абонентов Билайн по всей России в App Store и Google Play.

 

 

К слову: альтернативная телемедицина

По сути, «Билайн» вышел на рынок удаленных медицинских сервисов чуть позже остальных операторов мобильной связи. Так, МТС недавно запустил приложение для онлайн-консультаций SmartMed в партнерстве с ГК «Медси» на территории Москвы и Подмосковья, оператор планировал также начать распространение пакетов телемедицинского обслуживания «Врачи онлайн» петербургского сервиса Ondoc. Чуть раньше, в июне 2018 года, Tele2 запустил проект DOC+ в партнерстве с ООО «Новая Медицина».

А первопроходцем в медицинских услугах среди сотовых операторов можно считать ПАО «МегаФон», который уже более года рекламирует приложение «МегаФон Здоровье». Правда, стоимость услуг в этом сервисе кардинально отличается от того прайса, который предлагает «Билайн»: 499 рублей за одну срочную онлайн-консультацию, 799 рублей – за плановую, 1799 рублей – за запись на визит к врачу (абонентская плата при этом отсутствует). Кроме того, «МегаФон» стал партнером государства в реализации пилотного проекта по внедрению цифровой облачной платформы «Телемедицина» в Новгородской области.

 

Николай Валуев – почетный гость и ведущий презентации приложения «Мой Доктор»

 

Стоит заметить, что при создании своих мобильных телемедицинских приложений все операторы воспользовались уже готовыми действующими сервисами, адаптировав их «под себя». Такая схема позволила им запустить свои проекты в короткие сроки при относительно небольших инвестициях.

С другой стороны, экосистемой в сфере ЗОЖ пока может похвастаться только «Билайн». Компания вообще в последнее время склонна предлагать продукты «вообще всё в одном» – такую тенденцию можно наблюдать как в линейках тарифов «Билайна», так и в не столь давно запущенном приложении VEON.

 

На провокационные вопросы журналиста SPbIT.ru ответил Денис Юдчиц. Отметим, что цифры были приведены по сервису «Онлайн Доктор», на базе которого создано приложение «Билайна», так как статистики «Мой доктор» пока, разумеется, нет.

Денис, многих интересует, что за врачи работают в вашем сервисе?

– Мы стараемся подбирать лучших специалистов. В основном это пока сотрудники крупных медицинских центров Петербурга и Москвы – всего более 150 врачей из 20 учреждений, с которыми у нас выстроены партнерские отношения. Это гарантирует соответствие нашей консультационной услуги физическому приему врача – и в том числе, предполагает одинаковую ответственность.

То есть, если я приду с заключением вашего врача в обычную клинику, мне не скажут, что я занимаюсь самолечением?

– Идентификация врача в заключении всегда подтверждается его электронной цифровой подписью. Когда Минсвязи сделает возможным для государственных и коммерческих клиник удаленную идентификацию пациента через сайт госуслуг, у нас появится возможность также выписывать полноценные электронные рецепты.

Как подбирается график того или иного врача? Он подрабатывает в свой выходной или между приемами?

– Конечно, нет. В нашем сервисе доктора работают в том же формате, что и в обычной клинике. Удаленный прием врача прописан в его штатном расписании, происходит по утвержденному графику.

Другие медицинские онлайн-сервисы часто жалуются на отсутствие клиентуры вне крупных городов. Как у вас с этим?

– 80% обращений в наш сервис происходит как раз из тех городов, где остро стоит вопрос доступности медицинской помощи, где узкопрофильных специалистов просто нет. У нас нет цели полностью заменить очную медицину, но, к сожалению, часто в подобных случаях это единственное решение.

Когда сервис «Билайна» нарастит клиентскую базу в несколько раз, где вы найдете столько врачей?

– Около 15-ти медицинских учреждений стоят в очереди на подключение к нашей партнерской программе. Мы готовы без проблем масштабироваться до такой степени, чтобы обслуживать до 5 млн пользователей.

Будут ли региональные клиники включены в эту программу?

– Да. Причем в будущем мы будем уделять особое внимание клиникам Дальнего Востока – чтобы компенсировать разницу во времени и иметь возможность маршрутизации в местные центры, когда это необходимо.

 

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, телемедицина, мобильные приложения