Объем рынка телекоммуникаций в 2018 году достиг 1,7 трлн руб., что на 3,4% больше, чем в прошлом году. Такие предварительные оценки приводит аналитическая компания «ТМТ Консалтинг» в поступившем в РБК исследовании. В нем отмечается, что это самый высокая динамика за последние пять лет. Так, в 2015 и 2016 годах объем рынка снижался по сравнению с предыдущими годами. В 2017 году показатель вырос на 2,8%.
Как говорится в исследовании, темпы роста рынка в этом году были обеспечены в основном ускоренной динамикой выручки от мобильной связи, которая увеличилась на 5%, до 969 млрд руб. Этот показатель, в свою очередь, рос благодаря прошлогодней инициативе операторов по «ремонту рынка»: отказа от ценовой конкуренции, отмены безлимитных тарифов и увеличения предложения основных и дополнительных услуг.
В 2017 году крупнейшие сотовые операторы отказались от тарифов с безлимитным интернетом. Как писали топ-менеджеры «ВымпелКома» (бренд «Билайн») в своем отчете, во многом благодаря этому мобильный рынок в России вырос на 3,4% по сравнению с показателем предыдущего года, что стало самым высоким показателем с 2013-го. Однако в начале августа в линейке МТС появился «Тарифище», предполагающий неограниченный доступ к интернету. Вслед за компанией подобные предложения вернули и ее конкуренты.
«Несмотря на новое обострение конкуренции во многих регионах страны и возвращение безлимитов, положительный эффект от инициатив сказывался в течение всего 2018 года», — говорится в исследовании «ТМТ Консалтинг». Кроме того, существенный рост наблюдался в сегменте корпоративных клиентов, в первую очередь за счет увеличения выручки от СМС-рассылок, М2М (machine to machine, межмашинные коммуникации, например, оснащенные сим-картами бытовые счетчики. — РБК) и других дополнительных услуг. Средняя выручка российских мобильных операторов в квартал выросла на 5,3%, до 314 руб., оценила компания. При этом абонентская база мобильных операторов в России незначительно сократилась и составила 254 млн клиентов.
Доходы от широкополосного доступа в интернет выросли на 3,2%, до 187 млрд руб. Абонентская база этой услуги увеличилась на 1,8% и составила 34,9 млн клиентов. Доходы в сегменте платного телевидения увеличились на 10,8%, до 85 млрд руб., абонентская база — на 2,1%, до 44 млн клиентов.
За этот год еще 2,1 млн абонентов отказались от использования фиксированной телефонной связи, база снизилась на 26,3 млн клиентов, проникновение услуги упало на 3 процентных пункта, до 34,5%. Доходы от фиксированной телефонии за год сократились на 8,4%, до 119 млрд руб.
Анна Балашова